Понятие творческий коллектив. Теоретико-методологические основы процесса самоуправления в творческом коллективе

Выполнил: студент 32 группы

Подставнягин Иван

Руководитель курсовой работы:

Карпова Татьяна Вячеславовна.


Глава I. Коллектив как творческая единица.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы - Коллектив (от лат. collectivus - собирательный) - группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации.Группа может выступать в качестве управляющей, управляемой или самоуправляемой структуры с различной степенью сплоченности ее членов - от неорганизованной толпы до единого коллектива. Чтобы считаться коллективом, группа должна удовлетворять нескольким признакам, главным из которых можно считать наличие общей цели у всех ее членов. Последняя может формироваться в результате взаимного влияния их индивидуальных целей или задаваться извне в соответствии с миссией организации, но всегда будет совместной, единой для всех, а не просто одинаковой, схожей.

Другим признаком коллектива является психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т.п., хотя переоценивать эти моменты не следует.

Такое психологическое признание делает возможным постоянное практическое взаимодействие людей, в результате чего потенциал коллектива оказывается существенно большим, чем сумма потенциалов каждого из его членов.

Цель – исследование понятия коллектив и их классификации.



В ходе работы над курсовой были поставлены и решены следующие задачи:

1.Коллектив как творческая единиц

2.Понятие «Коллектив». Его роль в организации творческой деятельности

3. Виды творческих коллективов

4.Детский хоровой коллектив и его руководитель

5.Требования личности руководителя

6.Приёмы и методы создания коллектива

7.Специфика создания хорового народного коллектив

Объект, предмет исследования-объект исследования данной курсовой коллектив и его классификация.

Степень исследованности темы- В официальных документах Российской Федерации имеются указания на необходимость организации системной работы с классным коллективом: «Государственная программа «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» (Утверждена

Постановлением правительства РФ 16 февраля 2001г.); «Об основных направлениях развития воспитания в системе образования» (Решение коллегии Минобразования России от 28 сентября 1999г.); «Организация деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях» (приложение к письму Минобразования России от 21 июня 2001г.). В последнем из названных документов подчеркнуто: «Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка» .-

Проблема коллектива в отечественной педагогике имеет обширную историю. Значительный вклад в решение проблем формирования детского воспитательного коллектива во второй половине XIX - начале XX века внесли П.Ф.Каптерев, В.П.Вахтеров, К.Н.Вентцель, С.Т.Шацкий и др.



В 20-х гг. XX века в советской педагогике детский коллектив рассматривался как средство всестороннего развития личности. Видные идеологи и педагоги этого периода Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, П.П.Блонский, А.П.Пинкевич, В.Н.Сорока-Росинский, С.Т.Шацкий показали, что всесторонне развитую личность можно воспитать только в условиях организованной совместной жизнедеятельности детей.

Особое значение для развития теории воспитательного коллектива

имели опыт и теоретические труды А.С.Макаренко, а также работы

ученых-педагогов О.С.Богдановой, Н.И.Болдырева, В.Е.Гмурмана,

Л.Ю.Гордина, И.Ф.Козлова, И.П.Иванова, М.Г.Казакиной,

В.А.Караковского, Т.Е.Конниковой, В.М.Коротова, Б.Т.Лихачева,

И.С.Марьенко, Е.Н.Медынского, А.В.Мудрика, Л.И.Новиковой, К.Д.Радиной, В.А.Сухомлинского и др.

Если обратиться к истории вопроса об изучении развития теории коллектива, то можно обнаружить, что оно традиционно проводилось в виде описания вклада отдельных персоналий, обычно в хронологическом порядке (С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова и др.) . Устройство же самой теории, ее структура, тенденции в развитии были исследованы далеко не в полной мере. Традиционный подход достаточно подробно освещал научные позиции и взгляды отдельных ученых, однако не позволял увидеть картину развития научного знания в целом, оценить тенденции его развития, проследить взаимосвязь развития теории и практики, выделить проблемные места и противоречия.

Методы исследования- конструктивно-генетический метод; метод моделирования; методы теоретического анализа и синтеза: элементный анализ, ретроспективный анализ, динамический анализ на основе разработки аналитических матриц для выявления основных предметно-проблемных областей, анализа динамики в представлениях и взглядах ученых, подходах к рассмотрению различных аспектов знания о коллективе.

Курсовая состоит из двух глав, отражающих основные концепции понятия коллектива. И из пяти подпунктов подробно описывающие становление коллектива.


Требования личности руководителя

Важнейшую роль в формировании и деятельности коллектива играет его руководитель. Целеполагающая функция связана с определением приоритета оперативных и тактических целей коллективной деятельности, определения методов и средств их достижения. Реализация этой функции требует от руководителя умения учитывать особенности текущего момента, способности находить правильное и адекватное решение в конкретной ситуации. Неспособность руководителя к выполнению этой функции приводит к дезорганизации деятельности коллектива. Поскольку целеполагающая функция руководителя заключается в планировании и прогнозировании коллективной деятельности, наиболее эффективным руководителем оказывается тот, кто способен осуществлять оптимальный выбор из ряда возможных решений на основе прогностической оценки ситуации.

Дисциплинарная функция связана с необходимостью поддержания в коллективе в процессе совместной трудовой деятельности должной результативности выполнения каждым членом коллектива своих обязанностей, а также следования принятым в коллективе нормам поведения. В выполнении дисциплинарной функции наиболее отчетливо проявляется ориентация на единоличное или коллегиальное решение вопросов; мера применения тех или иных методов воздействия характеризует личность руководителя.

Экспертно-консультативная функция связана, прежде всего, с профессиональной компетентностью руководителя. В процессе коллективной деятельности руководитель обычно является тем лицом, к которому чаще всего обращаются как к источнику достоверной и надежной информации или как к наиболее знающему человеку.

Коммуникативно-регулирующая функция предполагает регулирование в коллективе функционально-ролевых взаимоотношений и требует от руководителя давать необходимые разъяснения тем или иным управленческим решениям.

Этимология слова «хормейстер» берет свои истоки в немецком языке и трактуется как «начальник хора». Представитель этой профессии руководит хором на репетициях при разучивании партитур.

Родиной хорового пения принято считать Древнюю Грецию. Хормейстера того времени называли корифеем. Параллельно он выполнял функции конферансье, сообщал о появлении нового действующего лица, резюмировал монологи персонажей, осуществлял построение связующей линии между участниками действия. Он даже задавал ритм исполняемых песен, отстукивая его.

В XIX веке эти функции частично были возложены на головщика, регента, кантора или капельмейстера. Сходные обязанности в певческих школах и церквях Франции выполняли капелланы.

С течением времени искусство музыкального исполнения приобрело свою самостоятельность и заняло достойную нишу в области искусства и культуры.

В дореволюционное время в России подготовка хоровых дирижеров проводилась в нескольких музыкальных учебных заведениях Санкт-Петербурга и Москвы: Придворной певческой капелле и Синодальном училище церковного пения.

Известен факт из истории, что дирижеры не всегда стояли лицом к своему хору. До середины XIX века они дирижировали коллективами, стоя к ним спиной, потому что стоять спиной к многоуважаемой публике считалось дурным тоном. Первым, кто нарушил это правило, был Рихард Вагнер, который и ввел за правило дирижеру стоять лицом к хору.

Профессиональные навыки хормейстера

Для полного исполнения профессиональных обязанностей хормейстер должен обладать внушительным объемом профессиональных знаний. Мастер должен ориентироваться в области теории и технических навыков пения, знать специфику формирования разных голосов, иметь хорошую певческую подготовку, владеть собственным голосом и различными приемами вокала. В основном они дирижируют руками, указывая жестами паузы, места, где нужно взять дыхание, изменить темп, а где поработать над силой звучания.

Требования к хормейстерам

художественный вкус;

чувство ритма;

музыкальный слух для размещения участников хора по партиям, отбора новых участников и их прослушивания;

навыки психолога в части организации работы коллектива людей с разными темпераментами, мировоззрением и жизненными позициями;

глубокие теоретические знания приемов и практические навыки их применения, используемые дирижёрами для записи и чтения произведений;

разнообразная мимика и пластика рук (умение передать коллективу нюансы воспроизведения с помощью жестов и мимики);

хорошая физическая выносливость, обусловленная работой стоя;

хорошая память (хормейстеры держат большую часть партитуры в памяти, чтобы своевременно передать хору настроение, необходимую манеру и прочие тонкости при исполнении каждого произведения).

Обязанности хормейстера

подбор репертуара хора;

постановка задач и разъяснительная работа с коллективом при разучивании каждого нового произведения;

общехоровые и индивидуальные репетиции с разучиванием партий новых произведений, повторением имеющегося репертуара, контролем качества исполнения произведений, работой над ошибками в исполнении;

отслеживание конкурсов и фестивалей с целью определения участия в них коллектива;

решение организационных вопросов с руководителями, меценатами или спонсорами хора.

В настоящее время подготовку хормейстеров осуществляют консерватории, училища культуры, соответствующие кафедры педагогических ВУЗов.

В свою очередь хормейстерско-педагогическая деятельность состоит из элементов усвоения и воспроизведения сформированных ранее знаний, умений и навыков и элементов творческой деятельности, в процессе которой участники самодеятельности учатся открывать новые для себя грани и нюансы в искусстве. Приобретенный опыт творческой деятельности закрепляется в сознании участников и в новых ситуациях воспроизводится как новые средства решения нового, как правило, более сложного класса учебно-творческих задач. Поэтому творчество - это создание нового, оригинального. В самодеятельном коллективе оно чаще всего является таковым только для данного участника или группы участников, так как в художественно - педагогической практике оно может быть известно. Вместе с тем новое обязательно наделено общественной ценностью. Оно может быть ценным с точки зрения учебно-воспитательных задач коллектива и значимым для общества, если созданное коллективом выносится на суд аудитории.

По мере накопления опыта, в том числе и опыта прошлой творческой деятельности, участники могут подняться до такого уровня, когда обогащается сокровищница художественной и педагогической культуры общества.

Следовательно, в коллективе художественная и педагогическая технология как бы включает в себя три «такта». Первый такт - воспроизведение художественного опыта, посредством которого художник-педагог определяет успешность предшествующей деятельности, а также уровень обученности, воспитанности, развитости участников. Второй такт - решение новых, ранее не встречавшихся участникам задач и проблем, которые для них несут черты творчества. Соответственно деятельность в художественной технологии носит художественно-творческий, а в обучении и воспитании - педагогически-творческий характер. Невозможно себе представить, чтобы участники смогли художественно-творчески воплощать и исполнять произведения, предварительно не научившись творчески работать в процессе обучения и воспитания. Третий такт - воспроизведение участниками творческого опыта художественной и педагогической деятельности, приобретенного в решении новых задач. Этот момент чрезвычайно важен, так как следует учить участников осознавать опыт прошлой творческой деятельности для того, чтобы, опираясь на него, используя его в качестве новых средств художественной и педагогической деятельности, они смогли бы решать в дальнейшем новые задачи.

Итак, произведение разучено и исполнено внутри коллектива. В процессе подготовки участники приобрели опыт, позволяющий им в новой сценической ситуации исполнить произведение, адресуемое зрителям (слушателям). Это кульминация творческой деятельности участников. Именно здесь выявляется, насколько они смогли научиться свободно и раскованно владеть исполнительскими средствами и с их помощью по-новому создавать идейно-художественный образ, наделив его чертами собственного эстетически вдохновенного отношения. Исполнение завершилось. Участники уносят с собою глубокие эстетические переживания, которые они приобрели в процессе исполнения произведения, уносят ощущение общественной ценности их деятельности.

В этот цикл, таким образом, входят три такта, нелинейно сгруппированных в целое с «цепочкой» сменяющихся деятельностей: репродуктивная - продуктивная - новая репродуктивная педагогическая деятельность; репродуктивная - продуктивная - репродуктивная художественная деятельность, и, наконец, продуктивная сценическая деятельность, завершающая «кругооборот» движения коллектива.

Таким образом, эта сложная композиция художественно-педагогической деятельности развертывается в соответствии с механизмом, который гласит: источником развития коллектива является педагогическая деятельность (со сменой репродуктивной деятельности продуктивной и от нее - новой учебно-воспитательной репродуктивной деятельностью), выступающая условием художественно-технологической деятельности (со сменой репродуктивной деятельности продуктивной и от нее - новой художественно-технологической репродуктивной деятельностью), которая, в свою очередь, является предпосылкой для продуктивной сценической (исполнительской) деятельности, обладающей общественно-эстетической ценностью.

Итак, мастерство педагогического взаимодействия руководителя и участников самодеятельного коллектива - это неразрывное единство и взаимосвязь педагогического, организаторского и художественно-творческого процессов, она имеет педагогическую направленность и обладает творческим характером и является, таким образом, сложной, комплексной.

«Наша работа не только, а может быть, и не столько профессия... это - судьба, наша судьба, судьба людей, которым мы по долгу службы помогаем. Человеческий контакт с ними чаще всего уже не прекращается. Мы уже как бы не можем не общаться, не помогать друг другу, жить друг без друга». Эти слова, сказанные одним из шведских специалистов, в полной мере отражают суть деятельности руководителя творческого коллектива, его место в обществе и отношение к своей обычной, но очень нужной профессии. 1. Требования личности руководителя.


Понятие коллектив. Классификация творческих коллективов.

Выполнил: студент 32 группы

Специальность: «Хоровое народное пение»

Вид: Сольное и хоровое народное пение

Подставнягин Иван

Руководитель курсовой работы:

Карпова Татьяна Вячеславовна.

Введение…………………………………………………………………………

Глава I. Коллектив как творческая единица…………………………………..

I.I. Понятие «Коллектив». Его роль в организации творческой деятельности……………………………………………………………………..

I.2. Виды творческих коллективов……………………………………………..

Глава II. Детский хоровой коллектив и его руководитель…………………...

2.1. Требования личности руководителя………………………………………

2.2. Приёмы и методы создания коллектива…………………………………..

2.3. Специфика создания хорового народного коллектива…………………..

Заключение………………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………………..

Воспитание -это один из важнейших компанентов образования человека.

Показателями эффективности педагогической деятельности является

уровень развития классного коллектива, его психологический климат,

структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческого коллектива

Как ключевая задача воспитательной работы в классе.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Формирование духовно развитой личности не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, социальных условий, так и на реализацию возможностей для духовно-нравственного совершенствования. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического воспитания.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Современное общество востребует не только человека информированного, знающего, сколько способного к познанию сложности быстро изменяющегося мира, к ценностному осмыслению этого многоликого мира через человека, его деятельность и взаимодействие с людьми.

Разрешение этой задачи составляет формирование личности ученика как субъекта морали. Одним из способов развития индивидуальной нравственности школьника является формирование способности к моральному и ценностному выбору, который становится основанием для организации собственной жизни.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования молодого человека. Показателями эффективности педагогической деятельности является уровень развития классного коллектива, его психологический климат, структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка.

Цель и задачи воспитательной работы

Цель:

  • создание условий для полноценного развития индивидуальных способностей ребенка и формирование у детей младшего школьного возраста активной жизненной позиции, интереса к общественной, познавательной и трудовой деятельности, развитию коммуникативных и организаторских способностей, умений самооценки и самоконтроля.

Задачи:

  • способствовать развитию детей на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного и деятельностно-отношенческого подхода к воспитанию;
  • построить отношение на основе добра, справедливости, гуманности, признания индивидуальности каждого члена коллектива;
  • создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника;
  • воспитать духовно-нравственные ценности и утверждать их в сознании и поведении через чтение художественной литературы, семейные традиции, народные праздники и обычаи;
  • формировать здоровый образ жизни учащихся;
  • формирование дружного классного коллектива.

Ведущие направления деятельности,

способствующие реализации данной цели.

Основные направления деятельности для достижения данной цели я считаю следующие:

  • Координация жизнедеятельности детского коллектива;
  • Содейство вать организации учебно-познавательной деятельности учащихся для повышения успешности каждого;
  • Обеспечить участие во внеклассной деятельности школьного коллектива;
  • Установить связь с родителями и взаимодействие с семьей учащегося;
  • Приобщение детей к культуре родного края, традициям семьи, школы, города;
  • Вовлечение учащихся и их родителей в социальное проектирование.

Приоритетными в моей воспитательной системе класса становятся следующие

принципы :

  • принцип природосообразности – надо принимать ребенка таким, каков он есть;
  • принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную и внеурочную деятельность;
  • принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;
  • принцип успешности - оптимистический настрой жизни ребенка должен опираться не только на коллективные успехи класса, но и на собственные достижения.
  • деятельностно-отношенческий подход – в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками;
  • личностно - ориентированный подход – уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
  • принцип гуманизации воспитания обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости. Ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Отечество, Мир, Знания, Культура, Труд, Природа.
  • принцип сотрудничества детей и взрослых , основанный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей, создание детско-взрослой общности (организации, где есть доверие).

Общность – первое условие воспитания детей .

Что даёт?

  • воспитывает мировоззрение;
  • способствует взрослению;
  • формирует отношение к культурным ценностям;
  • формирует культуру досуга;
  • способствует развитию способностей, новой культуры мышления;
  • даёт возможность проявляться инициативам.

Ведущими идеями, которые легли в основу моей воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства, основоположниками которых были ученые – педагоги В.А. Сухомлинский, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов. Ценности наиболее значимые для меня, как классного руководителя: добро, семья, Родина, взаимоуважение.

Основополагающим для меня как классного руководителя в воспитательной системе является принцип семи «У»: уверенности, успешности, удивительности, убедительности, уважительности, уравновешенности, улыбчивости. (И.Г.Абрамова, РГПУ им Герцена, С.-Петербург)

Свою работу классного руководителя я начинала с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Основная моя обязанность - это организация и воспитание классного коллектива. Я стремлюсь организовывать и сплачивать коллектив, создавать условия и предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.

Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Индивидуально -групповой компонент

Смысл и целесообразность всей деятельности обусловлены необходимостью реализации потребностей индивидов и групп этого компонента.

Существование и функционирование данного компонента обеспечивает три «С»;

сотрудничество, сопереживание, сотворчество.

Ценностно - ориентационный компонент

Воспитание без цели не бывает, т.к. ценностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремлённость, целенаправленность.

Функционально -деятельностный компонент

Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие её основных элементов и связей.

Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Как наиболее значимые я выделила следующие Функции:

  • Образовательную (познавательную) , направленную на формирование мировоззрения учащихся;
  • воспитательную , содействующую социализации учащихся. Данная функция, на мой взгляд, является ключевой в воспитательной системе, поэтому требует более подробного рассмотрения.

Диагностический компонент

Необходимость данного компонента в системе воспитания очевидна, т.к. при отсутствии достоверной, проанализированной информации о развитии личности ребёнка и формировании классного коллектива теряется педагогическая целесообразность всей деятельности, проводимой по моделированию и построению воспитательной системы класса.

Мерилом эффективности функционирования воспитательной системы класса служат:

  • Образованность учащихся;
  • Воспитанность учащихся;
  • Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью коллектива;
  • Сформированность классного коллектива.

Данный компонент позволяет более достоверно и точно оценивать результаты воспитательной работы класса; выявлять слабые места и корректировать воспитательный процесс.

Созданная модель помогает мне более целенаправленно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Это способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. При такой организации классных дел дети живут интересной и наполненной жизнью. Все ориентировочные мероприятия исходят из детских желаний, предложений, советов. Каждый год в сентябре ребята высказывают пожелания (мы записываем их на доске), что они хотят увидеть в этом году, куда сходить, что сделать, какие праздники или беседы их интересуют. Затем дома каждый из детей вместе с родителями обсуждают и записывают свои пожелания о проведении того или иного мероприятия. Суммируя все желаемое, я привожу это в систему и определяю направление. Сама я только корректирую эти пожелания и придаю им форму реального дела. Система воспитательной работы, разработанная с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям.

Ожидаемые результаты:

  • Наличие положительной динамики состояния уровня воспитанности учащихся класса;
  • создание сплоченного классного коллектива;
  • проявление инициативы и ответственности за порученное дело;
  • наличие положительной динамики роста духовно-нравственных качеств личности ребенка;
  • участие в конкурсах, концертах, утренниках, спортивных соревнованиях;
  • посещение спортивных секций, кружков по интересам;
  • высокий уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса.

Развитие органов самоуправления,

организация коллективной деятельности

Ведущим замыслом воспитательной системы является развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса, способствующих становлению самостоятельной и творческой личности младшего школьника. Воплощение такого плана предполагает целенаправленное и поступательное освоение учащимися азбуки организаторского навыка, формирование реально действующего самоуправления в классе. Ключевым принципом организации самоуправления является идея сотрудничества детей и взрослых. Главным условием подготовки и проведения любого дела - делать вместе с ребятами, а не за них.

Формирования детского коллектива происходит в игре. Класс поделен на 3 команды, которые собирают «радугу» В каждой команде выбраны: командир, Знайка, спортивчик, затейник. В конце каждой недели подводятся итоги работы за неделю и четверть. Совет класса возглавляет командир – староста.

Воспитательная система класса строится на основе содружества и соуправления, т. е. через совместное переживание факта или явления, создающего напряжение и яркий эмоциональный выход, на основе формирования отношений содружества классного руководителя и детей, содружества между самими детьми. Содержание работы определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий.

Высший орган классного самоуправления – собрание класса.

Совет коллектива класса – главный исполнительный орган, избираемый на классном собрании на один год. Его члены, как правило, руководят работой команд, создаваемых для организации в классе разнообразных видов деятельности. Наряду с постоянными в классе могут действовать и временные органы самоуправления (совет дела, временные творческие группы).

Первый шаг – обсуждение на собрании класса того, что будем делать, для кого, с кем вместе. Намечаем интересные и полезные дела. Этап коллективного планирования сменяется этапом организации коллективных творческих дел, на котором задача классного руководителя – помочь в выполнении конкретных поручений. Инициативы, желания у ребят всегда много, а опыта коллективных дел мало. Тут важно, чтобы ребята в группах увидели в лице классного руководителя доброжелательного союзника, чтобы могли помочь друг другу. Ведь в организационной работе рождается коллективное, общественно направленное творчество.

В процессе подготовки коллективных творческих дел ярко проявляется и межличностная система взаимоотношений, симпатии и антипатии. Эти отношения отражают принятие или неприятие микрогруппой той или иной личности, степень того уважения и авторитета, которым она пользуется. Поэтому в создании содружества между детьми классного руководителя должен видеть свою задачу в том, чтобы при формировании групп учитывать сложившиеся привязанности, симпатии и антипатии, а также помочь утвердиться в коллективе каждому ребенку. Что касается этапа проведения то здесь самое главное совместное переживание, создающее напряжение и яркий эмоциональный выход. Одной из важных задач на этом этапе – подготовиться и подвести итоги.

Заключительный этап очень важен в формировании отношений содружества, самоуправления в коллективных творческих делах.

Задача классного руководителя – способствовать тому, чтобы ребята размышляли о причинах успехов и неудач, учились видеть влияние отношений на результативность общего дела . Коллективное подведение итогов способствует выработке общественного мнения. Отношение содружества между классного руководителя и детьми являются предпосылкой того, что педагогическая оценка классного руководителя является для детей личностно значимой и способна оказывать воздействие на формирование их оценки и самооценки. Опыт работы показывает, что такая методика коллективных творческих дел формирует отношения содружества, в которых гармонируют доброжелательность, требовательность, отзывчивость, ответственность


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Психологические аспекты управления коллективом, особенности работников творческих профессий. Специфика организации деятельности участников творческого процесса в рекламном агентстве. Методы, условия управления творческим коллективом и талантливыми людьми.

    дипломная работа , добавлен 22.07.2017

    Понятие и признаки коллектива, его виды. Анализ методов управления коллективом, применяемых на предприятии ООО "Икмэк". Оценка состава и структуры промышленно-производственного персонала. Повышение эффективности управления трудовым коллективом фирмы.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2014

    Исследование направлений деятельности ООО "Ранн Билдинг". Характеристика менеджмента предприятия и его инновационной деятельности. Виды и организация планирования. Информационное управление. Анализ системы управления коллективом в ООО "Ранн Билдинг".

    отчет по практике , добавлен 02.09.2010

    Эффективные способы взаимодействия с сотрудниками. Особенности управления женским коллективом, коллективом молодых сотрудников и сотрудниками пенсионного и предпенсионного возраста. Методы решения проблем и наиболее эффективное использование персонала.

    реферат , добавлен 29.11.2010

    Понятие и социально-психологические характеристики "управленческой деятельности". Функции управления: целеполагание, планирование, стимулирования, организация, контроль. Способности руководителя к управлению коллективом и собственной жизнедеятельностью.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Психология творческой личности. Творческое мышление и творческая деятельность. Взаимодействие людей творчества. Формирование творческого коллектива. Аспекты деятельности коллектива. Анализ работы коллектива. Принципы работы руководителя в коллективе.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2015

    Сущность управленческой культуры современного руководителя, основные элементы культуры управленческого труда. Стили управления трудовым коллективом, профессиональные и социально-психологические качества руководителя. Анализ понятия управления конфликтом.

    дипломная работа , добавлен 21.05.2010

Специфика творческих (исполнительских) коллективов (групп)

Нехорошков Сергей Борисович,

кандидат экономических наук.

Кафедра налогообложения и учёта РАНХ и ГС,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Сибирский институт.

Бибикова Анна Валерьевна,

аспирант кафедры театрального искусства Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма.

Specification of the Creative (performancing) Group

S. B. Nechorocskov, A. V. Bibikova.

Данная работа раскрывает отличие коллектива творческого (исполнительского) от иных видов коллективов. Выделены признаки этих отличий:

Творчество каждого члена коллектива, есть условие творчества всего коллектива;

Двойственность (дуализм) творческого коллектива, заключающийся в том, что творчество требует индивидуализации, в то время как коллектив культивирует конформность;

Лидер творческого коллектива совмещает функции лидера формального и неформального.

Специфика коллективов такого рода заключается в следующем:

Творческий коллектив завершает своим творчеством кем-то и когда-то, начатый творческий процесс;

Творческий коллектив создаёт собственную интерпретацию исполняемого;

Участник творческого коллектива проявляет своё творческое начало, поскольку реализуется общий творческий замысел.

Ключевые слова: коллектив, творчество, лидер, двойственность, функция, интерпретация, реализация.

The present work chows the difference of creative (performancing) group. Several differences are as follows:

Creation of every group member is the condition of the whole group;

Dualism of the creative lies in the fact that the creation requires individualism while the group is cultivating the conformity;

The creative group leader combines both the formal leader functions and the informal ones.

The specification of such group is as follows:

The creative group completes the starting creative process by somebody‛s creation;

The creative group makes, its own interpretation of the performance;

The participant of creative group shows his creative start as the whole creative idea is realized.

Keywords: group, creation, leader, dualism, functions, interpretation, realization.

Существование «исполнительских коллективов» эмпирически зафиксировано со времён древнейших в Советском Союзе и, дальнейшем, - в России. Исполнительские коллективы, оставаясь таковыми, получили общее наименование – «творческих». Иногда их ещё называют по принадлежности к тому или иному виду искусства: они ещё «симфонические», «камерные», «оперные», «балетные», «театральные». Т.е. один и тот же коллектив может одновременно называться – симфоническим, творческим и исполнительским. Творчество, субстанция неуловимая и измерению не поддаётся. И сказать, что вот этот коллектив «творческий», а этот «не творческий», не всегда представляется возможным. Е.П. Ильин в своей монографии «Психология творчества» специально отмечает данное обстоятельство: «в области проблемы критериев творчества проделана большая работа, но до сих пор ещё не получено желаемых результатов» . Но, тем не менее, предполагается, что все исполнительские коллективы творческие или, по крайней мере, пытаются решать творческие задачи. И по факту: творческий коллектив - это люди творческих профессий, собранные для решения творческих задач. Но проблема степени «творческости» остается, и она определяется опытным путём профессионалами и, в меньшей степени, знатоками. Причём, «творческость» есть прерогатива всего творческого коллектива и вклад каждого участника в полученный творческий результат сложно оценить. Он может быть минимален, но без него в принципе не будет получен ожидаемый эффект.

Хотя, конечно, нельзя не отметить может быть даже и существенных наблюдений на пути изучения специфики «исполнительского искусства». По мнению М.С. Кагана, исполнительство является: «полноценным видом художественного творчества наряду с деятельностью композитора, дирижёра» . Специфическим признаком исполнительности является наличие художественной интерпретации и поэтому Е.Г. Гуренко, полагает, что исполнительство есть: «вторичное, относительно самостоятельное творчество, заключающееся в процессе конкретизации первичной художественной деятельности» . Сами творческие коллективы, не зависимо от «вторичности» (с точки зрения Е.Г. Гуренко), обладают рядом лишь им присущих особенностей. Самая значительная из них, когда «процессы, происходящие внутри коллектива, характеризуются борьбой двух тенденций. Одна направлена на достижение максимума внутренней спаянности коллектива как определённой социальной группы, требующей от своих членов … конформизма, а вторая, постулируя творчество, требует для личности максимальной свободы и по своей природе противостоит конформизму». Творческим коллективом можно считать такой коллектив, который «вырабатывает новые решения (в своей области) и восприимчив к новым идеям … имеет стимулы для творчества». Но под такое определение подпадает практически любой коллектив, поскольку, даже самая стандартная задача при изменении условий может потребовать нетривиального, следовательно, творческого решения. Коллектив, состоящий из людей творческих (по определению), может при отсутствии соответствующих условий не выполнить положенных ему творческих задач. Г.Л. Ержемский в своей работе «Психология дирижирования» определил для музыкального коллектива «не творческое» как: «слепое следование стандартным исполнительским эталонам (которое) превращает интерпретационную деятельность дирижёра в ремесленно-репродуктивную» . Но так же, вероятно, можно охарактеризовать и творчество музыканта. Если он способен лишь «воспроизводить», то он не «творец», а ремесленник. Но тот же автор, опытный профессионал-дирижёр, утверждает: «Творческий коллектив возникает в результате выработки единой системы художественно-целостной ориентации, принятой и осуществляемой в процессе своей деятельности» [Там же. С.47]. И лишь при исполнении соответствующих фрагментов, «функции творческих лидеров ложатся на солирующих музыкантов» [Там же. С.48]. Но каким образом исполнитель, не солист, способен проявить «творческость»? Он, как профессионал, обязан поддерживать стандарты, выработанные «всей системой» и лишь тогда быть частью единого целого. Как подчеркнул Шарль Мюнш: «Повсюду меня восхищали воодушевлённые и высокие идеалы лучших оркестров … музыканты всегда знают, что они – всего лишь клетки большого организма» [Цит. По 6, с.49].

Индивидуальную составляющую именно творческого акта в исполнении всего коллектива непросто выделить и описать. Чаще определяется негативный аспект «не творчества». Как то: ошибки, несогласованность с действиям и настроениями творческого коллектива заметны гораздо более, чем, предположим, ровная и, никак не выделяющаяся, игра музыканта.

Каковы отличия, и существуют ли они в структуре, организации, управления творческого коллектива от иных видов коллектива? Творческий коллектив (группа, в ряде случаев эти понятия синонимичны) существует как коллектив (группа) и имеет неоднозначную структуру. Участники, члены коллектива воплощают одновременно две функции: профессиональную - «творец» и социальную - «гражданин». И если права и обязанности первого не строго определены в связи неопределимостью уровня творчества, то второй защищён всеми формальными законами государства и открыт действию неформальных законов группы. Сложилось исторически, что коллектив творческий управляется именно человеком, ответственным за творческую реализацию функций данного коллектива. А как коллектив «вообще», он управляется подобно коллективу, для которого при выполнении им своих функций творчество не учитывается. И подвергается всем процедурам, принятым в данном социуме по отношению к любому коллективу. И лидеру творческого коллектива, исходя из его особенностей, невозможно строго поделить функции лидера и управленца, именно по причине врождённого дуализма любого творческого коллектива.

Существующая двойственность не мешает исследованию творческих коллективов методами социальной психологии, - науки, изучающей поведение групп и человека (индивида) в группах, не зависимо от степени оценки их «творческости».

Группы подразделяются на малые, средние и большие. Таковыми они считаются «по величине общностей». Понятию «группы», классификации групп, их изучению посвящено немалое количество исследований, в том числе и отечественных учёных. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.,1980. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. – М.,1990. Алексеев В.А. Творчество музыканта-исполнителя. - М.: Музыка.1991. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2000. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб., 1995. Выготский Л.С. Собрание соч.: В 6 т. – М. 1983. Коломинский А.Л. Психология общения. – М., 1984. Крысько В.Г. Социальная психология. М., - 2004. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М., 1991. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. – М.,1995. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб. 1999. Психологическая теория коллектива. – М., 1979. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М., 1999. Ядов В.А. Стратегия социологических исследований. – М., 1998.

Малой группой в социологии считается группа от 3 до 50 человек, объединённая «совместной целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время». Но эта верхняя граница может быть и большей, поскольку она определяется качественными характеристиками: «контактностью, т.е. возможностью каждого члена группы регулярно вступать в непосредственный контакт с другими её представителями, общаться, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и взаимодействием». Малые группы включают в себя множество исследуемых признаков, важнейшие из которых есть:

«Условные группы – группы, объединённые по одному из формальных признаков (возраст, пол) и т.д.

Реальные группы – группы, в которых люди находятся в повседневной жизни и деятельности.

Формальные группы – группы, имеющие официально заданную структуру.

Неформальные группы – группы, на основе личных предпочтений.

Слаборазвитые группы – группы, находящиеся на начальной стадии своего развития.

Высокоразвитые группы – группы, имеющие историю, объединённые единством целей, общих интересов, плотной сетью взаимоотношений, сплочённостью и т.д.».

Наивысшая стадия развития группы – коллектив. Он, как правило, включает в себя не одну группу: как формальную, так и не формальную, но не является лишь механической суммой групп. И является, следовательно, новым качеством человеческих объединений. Коллектив характеризует: высокая сплочённость; наличие контактной группы, высокое интегративное единство, организованность, подготовленность и психологическая коммуникативность». По концепции Л.И. Уманского поэтапное развитие группы представляется как последовательная смена стадий, характеризующаяся качественными различиями в степени выраженности параметров: «направленность, организованность, подготовленность, интеллектуальная, волевая коммуникативность. Целостными характеристиками выступают также сплочённость, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность. Развитие группы проходит в континууме, высшую точку которого занимает коллектив» .

Всестороннее изучение творческого коллектива предполагает понимание специфики его структуры, так же как и специфики взаимодействия индивида внутри его формальных и неформальных структур.. Все совокупности связей, складывающиеся в группе между отдельными индивидами и микрогруппами, определяются «характером распределения функций между членами коллектива». Но согласно исследованиям Э. Мэйо на них же не в меньшей степени влияют структуры формальных и неформальных связей. Поскольку «неформальная структура группы – это реально складывающиеся в коллективе структура связей, коммуникаций и влияния».

«Структура – это воплощение формы, в то время, как процесс, воплощение функции». Знание структуры творческого коллектива и понимание его функционирования необходимы в реализации его творческого потенциала. Конечно, знание это не предскажет полностью поведение коллектива в тех или иных случаях. Но предугадать направление его поможет.

Творческие (исполнительские) коллективы обладают всеми признаками групп, описанных в социальной психологии. Коллектив подобного рода состоит из подгрупп, определяемых исполнением (инструментально). В оркестре существуют группы, необходимые для функционирования его, именно, как оркестра. Струнные, духовые и т.д. В драматических, оперных, балетных коллективах существуют присущие лишь им функционально необходимые группы. Творческие коллективы, структурно состоящие из формальных или неформальных групп, изучаются средствами социологии и социальной психологии. Учитывая специфику творческого коллектива, вполне возможно, опираясь на средства социальной психологии, планировать его деятельность. И, по возможности, прогнозировать качество его творчества. Для достижения целей творческого коллектива его лидеру должна быть понятна структура коллектива, закономерности образования в нём неформальных групп, которые либо помогают, либо препятствуют деятельности творческого коллектива. Следовательно, необходимо учитывать:

Психологические явления, связанные с индивидуальностью человека;

Явления коммуникации и взаимодействия в парах;

Взаимодействия внутри малых (до 20 человек) группах и взаимодействия групп друг с другом.

Исполнитель, в ряде случаев (если он не солист), лишь в коллективе может осуществлять свою деятельность. Для социологии индивид – человек, взятый в совокупности всех его качеств: биологических, социальных, психологических, профессиональных и т.д. Между индивидами в группе и индивидом и группой существуют определённые взаимоотношения. «Исследование индивида и группы связано, с одной стороны, изучением группового давления (т.е. влияний, оказываемой группой на протекание психических процессов), поведения индивида, а с другой – изучением закономерностей влияния индивида на групповые психологические явления и групповое поведение, т.е. изучением феномена лидерства».

Отношения в творческих коллективах вполне совпадают со структурой иных (не обязательно творческих) коллективов и, следовательно, возможно предположить, что отношения и сами закономерности развития этих отношений совпадают. В ходе групповой деятельности возникают и закрепляются определённые групповые нормы. Такого рода феномены встречаются как в формальных, так и в неформальных группах. Нормы могут быть стандартными для коллективов одного типа и существовать исключительно в данном коллективе. Нормы составляют определённые правила, передаваемые от индивида к индивиду за всё время существования коллектива. Соблюдение этих норм поощряется (повышается статус индивида, уровень его эмоционального приятия другими членами коллектива). В случае их нарушения индивида ждут негативные для него действия со стороны остальных членов коллектива (группы). Он может подчиняться или не подчиняться этим нормам. А это означает, что внутри групп также существуют явления конформизма и нонконформизма. «Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы».

Наличие специфики творческого (исполнительского) коллектива подтверждается не только его заметным отличием от остальных, существующих в социуме, коллективов; оно в дуализме, противоречивой двойственности самых его основ. Как, собственно, «коллектив», он подвержен всем законам (формальным и не формальным), существующих в объединениях такого рода. Но как творческий, он зависит в значительной степени от творчества тех, кто так или иначе, участвуют в исполнении, реализации творческого замысла. И одновременно исполнители должны максимально реализовать свой творческий потенциал. Если воспользоваться термином А. Маслоу, «самоактуализироваться». А для этого требуется от каждого выдерживать максимальное творческое напряжение. И при этом не разрушить свод коллективного исполнения.

Лидер коллектива должен понимать и учитывать в своей работе эти две противоположные составляющие единого целого.

Таким образом, специфика «творческого (исполнительского) коллектива» заключается в следующем:

1. Творческий (исполнительский) коллектив всегда замыкает своим коллективным творчеством когда-то и кем-то начатый творческий процесс, независимо от времени и имени начинателя.

2. Творческий (исполнительский) коллектив всегда создаёт собственную интерпретацию исполняемого.

3. Лидер творческого (исполнительского) коллектива обязан совмещать лидерство формальное и неформальное.

4. Каждый участник творческого коллектива, реализующий общий для всех творческий замысел, таким единственным образом проявляет своё индивидуальное творческое начало.

Литература

1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности одарённости. СПб. Питер.2009. – 304с.

2. Каган М.С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. – Л.: Искусство.1970. – 348 с.

3. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации. Философский анализ. – Новосибирск.: Наука, 1982. – 441с.

4. Матейко, А. Условия творческого труда. М.:1970. – 300с.

5. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. СПб. Питер. 2009.- 304с.

6. Ержемский Г.Л. Психология дирижирования. М.: Музыка. 1988. - 264с.

7. Там же. С.47

8. Там же. С.48

9. Там же. С.49

10. Современная психология. РАН. ИП РАН. Под ред. Дружинина В.Н. М.: Инфра. М. –624 с.

11. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2004. - 508с.

13. Крысько В.Г. - 508с.

14. Современная психология. - 624с.

15. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980, - 160 с.

16. Крысько В.Г. – 508с.

17. Современная психология. - 624с.

18. Там же.

19. Ицхак Калдерон Адизес, Идеальный руководитель. М.: Альпина. 2011. - 428с.

20. Современная психология. - 624с.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Институт искусств

Музыкальный колледж

Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество

СД. 03. Методика работы с творческим коллективом

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине

Конспект лекций

(на правах рукописи)


Творческий коллектив. Принципы организации творческого коллектива.

Коллектив художественной самодеятельности можно определить как организованную форму педагогической, художественно-технологической и исполнительской деятельности, реализующую совокупность норм и ценностей в соответствии с функциями и позициями совместной деятельности руководителя и участников, обеспечивающую успешное выполнение поставленных перед ними задач.

Педагогическая деятельность включает в себя обучение, образование и воспитание участников. Если обучение ориентировано на то, чтобы участники овладели теоретическими знаниями и практическими умениями работы с художественными произведениями и их исполнением, то образование – на расширение кругозора в области культуры и искусства, общественной жизни в целом, а воспитание – на формирование нравственных, эстетических, художественных и физических качеств участников. В понятие художественные технологии входят цели задачи работы над художественными произведениями, художественные средства и действия по преобразованию этого материала в сценическое произведение. А также формы организации, руководства и управления этой деятельностью. Исполнительская деятельность многообразна. В нее входят спектакли, концерты, праздники. Фестивали, выступления на различных культурно-досуговых мероприятиях(вечерах отдыха, тематических вечерах, музыкальных гостиных, лекториях и т.д.)

Самодеятельные коллективы не возникают в результате волевых решений, административных приказов. Задача организаторов народного художественного творчества сознательно, квалифицированно формировать и развивать систему самодеятельных творческих формирований, с учетом объективных и субъективных факторов.

Принципы – это нормы реализации какого-либо процесса, основные исходные положения, в нашем случае, организации творческого коллектива.

Важнейший исходный пункт формирования коллектива – учет сегодняшних и перспективных общественных потребностей. Прежде чем организовать коллектив, организатор должен тщательно изучить реальные запросы людей всех социальных категорий и возрастов. Произвести их оценку и отбор с точки зрения целей и задач досугового учреждения.

Не менее важен учет материальных возможностей для создания нового творческого коллектива. Препятствовать могут слабая материальная база или отсутствие руководителя-профессионала.

Определяющим принципом является верное установление цели. Четкая, обоснованная цель – первое условие жизнеспособности самодеятельного коллектива. Важной задачей является увязка интересов, целей каждого участника с целями коллектива. Если эта задача решена, то в коллективе резко сужается возможность конфликтов.

При формировании творческого коллектива необходимо реализовать принцип активности: руководитель должен уметь активизировать творческий потенциал участников, сконцентрировать и развить его в нужном направлении. Важен и принцип индивидуального подхода. В зависимости от способностей, индивидуальных склонностей и свойств участников определяется методика работы с творческим коллективом. Это предполагает знание руководителем психических, физических, художественно-творческих свойств каждого ученика.

Из всех способов организации людей именно коллектив обеспечивает наивысшую результативность, наилучшие возможности для развития личности. Чтобы сознательно и планомерно направлять развитие творческого формирования, его превращения в коллектив, следует твердо знать качественные особенности коллектива и этапы его развития. Главное качество коллектива – высокоразвитые внутригрупповые отношения и многообразные связи коллектива с обществом. Целостность коллектива обусловлена единством устремлений, прочными навыками совместной работы, развитыми и дружелюбными межличностными отношениями, психологическим, интеллектуальным, эмоциональным единством.

Для ускоренного и плодотворного процесса превращения объединения любителей в полноценный коллектив необходимо соблюдение следующих моментов.

1. Формирование общей цели. На первых порах с особым вниманием относиться к любым проявлениям сотрудничества, согласовывать с кружковцами свои желания и стремления.

2. Развитие мотивов участия в творческом процессе. Благоприятны такие факторы: осознанная мотивация, стремление к общению с кружковцами, желание пропагандировать любимое занятие, повышать репутацию коллектива.

3. Сознательно создаваемые ситуации «проверки на лидерство» ускоряют взаимное узнавание, помогают становлению структуры неформальных отношений.

4. Коллективное действие строится на взаимном уважении и интересе к членам коллектива, когда общие достижения рассматриваются в качестве высшей цели.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.