В каких случаях регистрируется обособленное подразделение. В каких случаях можно говорить о наличии у организации обособленного подразделения? Как для целей применения УСН отличить филиал от обособленного подразделения

В современных рыночных условиях компании для увеличения доходов придумывают различные схемы повышения рентабельности, внедряют новые способы производства. Организации стремятся расширить границы бизнеса, продвинуть товар (услуги) на рынки сбыта не только в ближайшие, но и отдаленные регионы страны. Одним из эффективных способов добиться положительных результатов является создание филиала (представительств).

Обратите внимание В соответствии с налоговым законодательством налогоплательщики в целях осуществления налогового контроля обязаны встать на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения данного подразделения (п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ).

Гражданское законодательство выделяет следующие виды обособленных подразделений: филиалы и представительства (ст. 55 Гражданского кодекса РФ).

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Обратите внимание Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании доверенности.

Налоговый кодекс РФ предлагает свой подход к понятию "обособленное подразделение". Под обособленным подразделением понимается любое территориально обособленное от головной организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 Налогового кодекса РФ).

Статьей 209 Трудового кодекса РФ рабочее место определяется как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Местом нахождения обособленного подразделения российской организации согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ является место осуществления этой организацией деятельности через свой филиал или представительство.

В Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2002 N А26-3503/02-02-07/160 и ФАС Московского округа от 30.07.2004 N КА-А41/6389-04 указывается, что под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей.

Даже одно созданное стационарное рабочее место создает обособленное подразделение, которое полагается регистрировать в налоговой инспекции (Письмо МНС России от 29 апреля 2004 г. № 09-3-02/1912 "О признании одного рабочего места обособленным подразделением").

Если работники трудятся на дому и налогоплательщик не оборудовал для них стационарные рабочие места, обособленное подразделение не считается созданным. Однако, работа на дому должна быть закреплена в трудовых договорах с сотрудниками.

Таким образом, обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого организация создает рабочие места и осуществляет свою деятельность сроком более одного месяца. Отсутствие какого-либо вышеперечисленного признака обособленного подразделения не ведет к созданию организацией филиала или представительства (Письма Минфина РФ от 05.08.2005 N 03-02-07/1-211, от 08.08.2006 N 03-02-07/1-212).

Порядок создания филиала (представительства) для обществ с ограниченной ответственностью определен Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". Общество может создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества.

Что касается акционерных обществ, то для них порядок образования филиала (представительства) определен Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Создание филиалов и открытие представительств общества входит в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества. Внесение в устав общества изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств общества и их ликвидацией, осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества.

На основании решения (протокола) о создании филиала, открытии представительства исполнительным органом общества (директором) издается приказ о создании обособленного подразделения, в котором указываются наименование, место нахождение филиала (представительства), назначается руководитель, устанавливаются сроки постановки на учет в налоговых органах.

Этим же приказом может быть утверждено Положение о филиале (представительстве) - внутренний документ, содержащий сведения о правоспособности обособленных подразделений, видах осуществляемой ими деятельности, целях их создания, правах и обязанностях, структуре управления, процедуре заключения сделок, полномочиях руководства, возможностях распоряжаться денежными средствами, а также порядок ликвидации филиала (представительства) и др.

На основании приказа вносятся изменения в учредительные документы организации.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Но реалии жизни таковы, что решение о создании обособленных подразделений принимается, как правило, уже после регистрации учредительных документов вновь создаваемой организации. Поэтому при создании филиала или представительства необходимо внести изменений в учредительные документы организации.

Процедура государственной регистрации изменений в учредительные документы, связанные с созданием обособленных подразделений установлена Федеральным Законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Для внесения изменений в учредительные документы общества необходимо представить в регистрирующий орган по месту своего нахождения следующий пакет документов:

  • решение о внесении изменений в учредительные документы;
  • изменения в учредительные документы. Текст изменений может быть представлен юридическим лицом как в виде отдельного письменного документа, прилагаемого к уставу (учредительному договору), так и в виде новой редакции устава (учредительного договора);
  • платежное поручение об уплате госпошлины. За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, предусмотрена госпошлина в размере 400 руб. (п. 3 ч. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ).

Что же касается содержания сведений, которые необходимо отразить в Уставе, то на основании п. "н" ст. 5 вышеуказанного закона в Едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться сведения о полном наименовании филиала (представительства) и его месте нахождения.

Какое-либо изменение в наименовании или месте нахождении филиала (представительства) либо ликвидация последних также должны влечь внесение соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в целях обеспечения достоверности содержащихся в них сведений.

Обратите внимание Регистрирующий орган в срок не более пяти дней с момента получения указанного уведомления вносит соответствующую запись в государственный реестр.

При отсутствии должным образом зарегистрированных учредительных документов юридического лица с внесенными в них сведениями о созданных филиалах и представительствах можно говорить о несоответствии учредительных документов действующему законодательству.

Изменения учредительных документов, в том числе и в части сведений о филиалах, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.

Процедура создания обособленного подразделения на порядок проще, чем создание филиала (представительства) общества. Открытие обособленного подразделения находится в компетенции исполнительного органа (директора) и оформляется приказом о создании. В учредительных документах общества сведения об обособленном подразделении не содержатся, следовательно, при открытии или закрытии обособленного подразделения в учредительные документы вносить ничего не нужно.

Необходимо знать, что обособленное подразделение не следует регистрировать в налоговой инспекции, если оно находится на территории того же муниципального образования, что и сама организация.

После внесения изменений в учредительные документы организация обязана встать на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала (представительства). Необходимо помнить о сроке постановки на учет, а именно заявление должно быть подано в налоговый орган в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

Существенными обстоятельствами при создании обособленного подразделения являются факт и момент создания подразделения, так как срок подачи заявления о постановке на налоговый учет исчисляется именно с момента создания филиала. При этом нет оснований считать таким моментом день принятия внеочередным собранием участников общества (наблюдательным советом, директором) решения об открытии филиала (представительства) (Постановление ФАС Центрального округа от 05.05.2004 по делу № А14-8354-03/23/18).

Не является созданием обособленного подразделения подготовка нового места деятельности (приобретение помещения, его оборудование, ремонтные работы и т.п.). Срок для уведомления налогового органа начинает исчисляться лишь с момента фактического создания рабочих мест, т.е. их окончательной подготовки к осуществлению деятельности (Постановление ФАС Московского округа от 24.08.2001 № КА-А41/4467-01).

Постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления по форме № 1-2 -Учет, утвержденного Приказом ФНС РФ от 01.12.2006 № САЭ-3-09/826@ "Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц".

При подаче заявления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе головной организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание филиала или представительства (п. 1 ст. 84 Налогового кодекса РФ). Обычно налоговые органы требуют предоставить нотариальную копию такого свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

В качестве документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, могут быть представлены: учредительные документы юридического лица с указанием в них сведений об обособленном подразделении, либо выписка из ЕГРЮЛ, либо Положение о филиале (представительстве), либо распоряжение (приказ) о создании обособленного подразделения.

При отсутствии документов, подтверждающих создание филиала или представительства, постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет и заверенной в установленном порядке копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения. При наделении организацией обособленного подразделения полномочиями по уплате налогов по месту его нахождения представляется документ, подтверждающий указанные полномочия (п.2.1.4 Приказа МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц").

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Налоговым кодексом РФ. Следовательно, установленный Налоговым кодексом РФ перечень документов является исчерпывающим.

На практике налоговые органы формируют свой список документов, как правило, они дополнительно требуют представить для постановки на налоговый учет следующие документы:

  1. копии учредительных документов;
  2. положение о филиале (представительстве);
  3. копия свидетельства о государственной регистрации головной организации;
  4. приказ о назначении на должность директора и главного бухгалтера подразделения;
  5. сведения о директоре и главном бухгалтере, как головной организации, так и филиала;
  6. договор аренды нежилого помещения для обособленного подразделения;
  7. письмо, подтверждающее полномочия обособленного подразделения по уплате налогов;
  8. выписка из ЕГРЮЛ в отношении головной организации.

Филиалу или представительству не присваивается отдельный от головной организации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), так как обособленное подразделение не является самостоятельным налогоплательщиком. В документообороте обособленное подразделение использует непосредственно ИНН головной организации.

Однако обособленному подразделению будет присвоен свой, отличный от головной организации, код причины постановки на учет (КПП). Он будет указан в Уведомлении о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения.

Налоговый орган обязан в течение пяти дней со дня представления всех необходимых документов осуществить постановку обособленного подразделения на учет и выдать соответствующее уведомление.

В случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии)подразделения организация обязана в течение одного месяца со дня закрытия письменно сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения.

Заявление по форме № 1-4-Учет о снятии с налогового учета утверждено Приказом ФНС РФ от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@. Налоговые инспекторы могут потребовать от организации и дополнительные документы, например копию приказа о закрытии обособленного подразделения, подлинник уведомления о постановке обособленного подразделения на налоговый учет.

Согласно п. 5 ст. 84 Налогового кодекса РФ в случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.

В соответствии с п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ организации обязаны письменно сообщать обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, в течение одного месяца со дня создания представительства или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение. Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения головной организации.

Форма такого сообщения утверждена Приказом ФНС РФ от 17.01.2008 № ММ-3-09/11@ "Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации".

К сообщению по форме № С-09-3 "Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения" прилагаются копии документов, подтверждающих создание (закрытие) представительства.

Зачастую возникает вопрос, что делать организации, если обособленное подразделение, продолжая работать, меняет свое место нахождение?

В Налоговом кодексе РФ не содержатся нормы, предусматривающие изменение места нахождения обособленного подразделения, и такой термин как "изменение места нахождения" в действующем законодательстве относится только к юридическому лицу.

В случае осуществления деятельности по новому адресу (например, при заключении договора аренды на новые помещения) организация должна осуществить процедуру закрытия и открытия представительства, то есть осуществить все вышеописанные действия.

В соответствии с п.п. 1 ч. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы или представительства.

Однако если организация создала обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством, а также не указано в качестве таковых в учредительных документах организации, то такая организация вправе применять упрощенную систему налогообложения.

При этом уплата налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, производится головной организацией по месту ее нахождения.

Создавая обособленное подразделение необходимо помнить о том, что ответственность за их деятельность несет головная компания.

Суды прямо указывают, что филиалы, представительства организаций не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц.

В связи с этим ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов и пеней несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство) (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11 июня 1999 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Узнать о том, что организация создала обособленное подразделение и не поставила его на учет, налоговый орган может, например:

  • при выездной проверке самой организации, если из документов следует, что организация несет расходы по содержанию объекта (собственного или арендованного), расположенного на другой территории, нежели головное подразделение организации. Например, платит за электричество, воду, перечисляет арендную плату;
  • выездной проверке арендодателя, сдавшего в аренду имущество обособленному подразделению. Но выявить незарегистрированное подразделение налоговый орган, проверяющий арендодателя, может только в том случае, если будет сверять фактическое местонахождение арендаторов со сведениями ЕГРЮЛ.

Какова же ответственность за то, что организация своевременно и в установленном порядке не встала на учет по местонахождению представительства?

Если организация не сообщит в налоговую инспекцию об открытии филиала, как того требует п. 2 ст. 23 Налогового кодекса, то ее оштрафуют на 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Данная статья предусматривает ответственность за непредставление налоговой инспекции сведений, необходимых для осуществления контроля.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей (ст. 129.1 НК РФ). Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

Одновременно в соответствии с ч. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок может быть оштрафовано и должностное лицо, ответственное за представление указанного сообщения. Размер штрафа составляет от 300 до 500 рублей.

Если компания опоздает с подачей заявления о постановке филиала на учет в инспекции, то с нее взыщут штраф в размере 5000 или 10 000 руб. (если срок задержки более 90 календарных дней) (ст. 116 НК).

При этом пострадать может не только сама организация, но и ее руководители - директор и главный бухгалтер. За несвоевременную подачу заявления о постановке на учет в налоговой инспекции должностных лиц могут наказать штрафом в размере от 500 до 1000 рублей.

Ведение деятельности без постановки на налоговый учет наказывается штрафом в размере 10% от доходов, полученных организацией за время такой активности, но не менее 20000 руб. (ч. 1 ст. 117 Налогового кодекса РФ). При функционировании без постановки на учет более 90 календарных дней размер штрафа возрастает до 20% от доходов за период работы без постановки на учет, но не менее 40 000 рублей (ч. 2 ст. 117 Налогового кодекса РФ).

Непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 рублей (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Кроме того, ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Разграничение ответственности за непредставление документов (сведений), необходимых для налогового контроля, между Налоговым кодексом РФ (ст. ст. 126 и 129.1) и КоАП РФ (ст. 15.6) проводится только по кругу лиц, привлекаемых к ответственности. К ответственности за непредставление документов (сведений) по НК РФ (ст. ст. 126 и 129.1) привлекаются организации, а по КоАП РФ (ст. 15.6) - должностные лица организаций.

Ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена статьями 15.3 - 15.9 и 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Субъектами ответственности согласно данным статьям являются должностные лица организаций.

Ответственность за нарушение налогового законодательства установлена главами 15, 16 и 18 Налогового кодекса РФ. Субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной Налоговым кодексом РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Следовательно, применение одновременно штрафных санкций, как к юридическому лицу, так и к должностному лицу данного юридического лица является правомерным.

Копирование и использование материала возможны только с письменного разрешения администрации сайта

Успешный прибыльный бизнес всегда хочется расширить и приумножить, открыв для этого дополнительное структурное подразделение. Или, например, иногда нужно приблизить производственные мощности к источникам сырья, вывести «грязные» производства из крупных городов, приблизить точки сбыта к потребителю, снизить издержки на ресурсные и имущественные платежи. Как один из вариантов достижения этих целей и решение стоящих перед руководством задач - это открытие дополнительного офиса.

Решение открыть новое структурное подразделение прибавляет работы и вопросов как руководителю (каким юридическим статусом наделить структурное подразделение, как зарегистрировать, где, какие документы нужны), так и бухгалтеру (как вести учет, как сдавать бухгалтерскую отчетность, какие платить налоги, за что можно попасть на штрафы). Вновь созданное структурное подразделение можно наделить юридическим статусом филиала, представительства или иного обособленного подразделения (далее ОП). В нашей статье речь пойдет именно о прочих ОП, например, розничная точка.

1. Что такое обособленное подразделение

Понятие "филиал" и "представительство" приведены в ст. 55 ГК РФ . Понятие обособленное подразделение указано в ст.11 НК РФ - "...любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца...".

Обособленное подразделение характеризует два признака - территориальная обособленность и наличие стационарного рабочего места , созданного на срок более месяца.

2. Обособленному подразделению требуется доверенность

Обособленное подразделение создается с целью выполнять функции организации (все или их часть) или представлять интересы организации и защищать их по месту своего нахождения. Однако, ОП не является самостоятельным юридическим лицом и поэтому для того, чтобы вступить в какие-то правоотношения от лица головной организации, необходимо чтобы все полномочия были прописаны не только в учредительных документах и положениях об иных ОП, но и в правильно оформленной доверенности. Например:

  • совершение сделок и иных действий, связанных с текущей деятельностью подразделения. При этом можно установить ограничения. Например, предоставить право заключать договоры только определенного вида или договоры, максимальная цена которых ограничена, и т.п.;
  • открытие банковских счетов, совершение операций по распоряжению средствами на этих счетах;
  • распоряжение имуществом, которым наделено подразделение, или отдельными видами имущества (например, за исключением недвижимости);
  • заключение и расторжение от имени организации трудовых договоров с лицами, принимаемыми на работу в обособленное подразделение;
  • право первой подписи различных документов, оформленных в обособленном подразделении: учетных, финансовых документов, счетов-фактур, отчетности и т.п.;
  • представление интересов организации в органах государственной власти;
  • возможность передоверия отдельных полномочий третьим лицам, так как руководитель подразделения не всегда может самостоятельно выполнять свои функции по различным причинам (например, командировка, болезнь и т.п.).

В отличие от филиалов и представительств, возникновение прочего обособленного подразделения не сопровождается внесением изменений в учредительные документы организации, кроме документов, фактически подтверждающих возникновение стационарного рабочего места (например, договор аренды и приказ о приеме на работу лица, которое там будет находиться). Более того, при создании обособленного подразделения не требуется утверждать Положений о данном обособленном подразделении, а также можно обойтись без назначения руководителя обособленного подразделения, без выдачи ему доверенности (например, вы всего лишь наняли нескольких дополнительных рядовых сотрудников, которые будут находиться в удаленном офисе). Тем не менее, на практике, как правило, приказ руководителя юридического лица все-таки издается (общего собрания участников для этого проводить точно не нужно). Наиболее целесообразно, как нам кажется, издать приказ о внесении изменений в штатное расписание и организационную структуру юридического лица (если такая есть).

3. Отличия филиала от обособленного подразделения

Главные отличия мы отразили в таблице:

Вид обособленного подразделения Представительство Филиал
пример представительство иностранной компании в РФ филиал московской фирмы в Смоленске магазин
Функции представляет интересы выполняет функцию в другом месте выполняет потребность
Cтатус юридического лица Нет Нет Нет
Ведение хозяйственной деятельности Нет Да Да
Наличие сведений в учредительных документах организации Да Да Нет
Правоустанавливающие документы для осуществления деятельности Положение о представительстве; Внесение сведений в Устав организации Положение о филиале; Внесение сведений в Устав организации Приказ руководителя
Наличие собственного баланса и счета Чаще нет Да Не обязательно

Важно! Руководитель организации так же должен иметь ввиду при открытии структурного подразделения тот факт, что наличие филиала или представительства накладывает запрет на право применения организацией упрощенной системы налогообложения, что никак не касается прочих ОП.

4. Порядок открытия и закрытия обособленных подразделений

Что касается постановки на учет обособленного подразделения, то оно гораздо проще, чем у филиалов и представительств (регистрацию филиалов мы разобрали в статье "Регистрация филиала ООО ").

Итак, регистрация обособленного подразделения:

  • проще! Не требуется оформления соответствующего решения учредителя;
  • нет необходимости внесения сведений об обособленном подразделении в учредительные документы и в ЕГРЮЛ.

Достаточно лишь встать на налоговый учет по правилам ст. 83 НК РФ .

Процедура открытия (регистрации) обособленного подразделения

Напоминаем, что речь идет об структурном подразделении, обособленное от основной компании.

4.1. Издаем приказ об открытии подразделения . Об открытии подразделения директор Общества издает соответствующий приказ (см. заполненный пример ниже) и выдает доверенность руководителю ОП.

Приказ №___
о создании обособленного подразделения

В связи с развитием компании и необходимостью расширения ее структуры

ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Создать с 01.07.2018, без изменения штатного расписания, в отделе маркетинга и продаж обособленное подразделение, расположенное по адресу: 214000, г. Смоленск, ул. Советская, д. 1, офис У1 (далее ОП-СМЛ).

2. Созданное обособленное подразделение ОП-СМЛ не является юридическим лицом, филиалом, представительством, не имеет самостоятельного баланса, не имеет расчетного и иных счетов в банке. Бухгалтерский учет, уплату и представление отчетов по налогам и сборам осуществляет головная организация - ООО "Пример", централизованно, по месту своего нахождения.

3. Общество осуществляет следующие функции по управлению Обособленным подразделением:

  • определяет основные направления его деятельности, утверждает планы и отчеты об их выполнении;
  • осуществляет проверки финансово-хозяйственной деятельности Обособленного подразделения;
  • назначает и увольняет Руководителя по основаниям, предусмотренным законом;
  • определяет структуру Обособленного подразделения;
  • принимает решение о прекращении деятельности Обособленного подразделения.

4. Руководство деятельностью обособленного подразделения ОП-СМЛ осуществляет Руководитель, назначаемый директором Общества. Руководитель Обособленного подразделения ОП-СМЛ действует на основании доверенности, выдаваемой и подписываемой директором Общества.

5. Руководитель Обособленного подразделения:

  • имеет право заключать от имени Общества договора по реализации товаров, работ, услуг, произведенных Обществом, на сумму до 300 000 (трехсот тысяч) рублей, при этом не допускается дробления договоров;
  • по доверенности действует от имени общества в пределах полномочий, определяемых выданной ему доверенности;
  • осуществляет оперативное руководство деятельностью Обособленного подразделения в соответствии с утвержденными Обществом планами;
  • подписывает первичные учетные документы и счета-фактуры, оформленные ОП СМЛ (право первой подписи на документах);
  • подписывает и представляет бухгалтерскую, налоговую, статистическую отчетность, отчетность во внебюджетные фонды ОП СМЛ;
  • представляет интересы Общества в лице Обособленного подразделения в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, во внебюджетных фондах, в налоговых органах, в органах Росстата, в банках, страховых компаниях, во всех учреждениях и организациях независимо от форм собственности, гражданами Российской Федерации и за рубежом в связи с деятельностью ОП СМЛ;
  • в пределах имеющихся полномочий, издает приказы и распоряжения, дает указания, обязательные для всех работников Обособленного подразделения;

6. Ответственность. По обязательствам, возникшим в результате хозяйственной деятельности обособленного подразделения, Общество несет неограниченную ответственность всем своим имуществом, выступает в качестве истца и ответчика в суде, арбитраже (третейском суде). Претензионная работа осуществляется Обществом.

7. Внести изменения в организационную структуру, ознакомить работников с настоящим приказом в части, их касающейся.

8. В своей работе созданному обособленному подразделению руководствоваться Уставом ООО "Пример", настоящим приказом и указаниями директора общества.

4.2. Уведомляем налоговую об открытии подразделения .

Заполняется уведомление по форме № С-09-3-1 , которое сдается в ИФНС по месту нахождения головной компании. ИФНС по месту нахождения головной компании пересылает информацию в ИНФС по месту нахождения ОП. После получения этого сообщения налоговая инспекция по месту нахождения ОП сама должна поставить ее на учет в течение 5 (пяти) дней. Если потребуется изменить сведения об ОП (например, смена юридического адреса), компании необходимо подать в «свою» ИФНС сообщение. Если компания открывает несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, то к пакету документов на регистрацию ОП добавится еще и уведомление о выборе инспекции для учета нескольких обособленных подразделений. Его нужно предоставить в ту инспекцию, в которой на учете будут стоять все ОП в течение месяца со дня их создания.

Процедура закрытия (ликвидации) обособленного подразделения

4.3 Издаем приказ о ликвидации обособленного подразделения (заполненный пример ниже).

Приказ №___
о ликвидации обособленного подразделения

«___»___________2018 г. г._______________________

В связи с невыполнением плановых показателей

ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Ликвидировать с 01.11.2018 обособленное подразделение, расположенное по адресу: 214000, г. Смоленск, ул. Советская, д. 1, офис У1 (далее ОП-СМЛ).

2. Начальнику отдела продаж Иванову И.И. разработать и утвердить процедуру ликвидации ОП-СМЛ, организовать процесс ликвидации: аренда, коммунальные услуги, передача задолженности, увольнение сотрудников, вывоз имущества.
3. Главному бухгалтеру ООО «Пример» Семеновой С.С. провести полную инвентаризацию ОП-СМЛ, сдать бухгалтерскую и налоговую отчетность, произвести все расчеты с отрудниками, снять с учета обособленное подразделение.
4. Контроль за выполнением приказа возлагаю на начальника юридического отдела Петрова П.П.

4.4. Информируем сотрудников об увольнении по сокращению штата или в связи с ликвидацией организации (ст. 81 ТК РФ). Второй вариант допустим исключительно при условии, что подразделение расположено в местности, отличной от места расположения головной организации и остальных филиалов компании. В противном случае работодателю придется оформлять сокращение. Уволить по причине ликвидации можно любого сотрудника - даже беременную женщину. При сокращении штата работодатель соглашается не только на предоставление работнику гарантий ст. 180 ТК РФ , но и на соблюдение правил ст. 179 ТК РФ о преимущественном оставлении на работе.

4.5 Уведомляем ИФНС о ликвидации подразделения. Подаем сообщение по форме № С-09-3-2 в инспекцию по местонахождению головного офиса компании в течение 3 (трех) рабочих дней со дня прекращения деятельности через иное обычное обособленное подразделение. Компания будет снята с учета по месту нахождения иных обособленных подразделений - в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения инспекцией сообщения о прекращении деятельности.

5. Бухгалтерский учет в обособленном подразделении

5.1. Существует два способа ведения бухгалтерского учета в организациях с обособленными подразделениями - централизованный и децентрализованный.

При первом способе - учет всех операций ведет головная организация. Для этого каждое ОП передает ей все первичные документы, как полученные от контрагентов, так и сформированные его работниками. На основании этих документов бухгалтерия головной организации отражает данные в централизованном бухгалтерском учете.

При втором способе - ОП ведут бухгалтерский учет самостоятельно. Головная организация отражает в своем бухучете только непосредственно осуществляемые ею финансово-хозяйственные операции. При этом бухгалтерская отчетность в целом по юридическому лицу составляется путем суммирования показателей учетных регистров головной организации и ОП.

5.2. Порядок учета хозяйственных операций зависит от того , выделены ОП на отдельный баланс или нет. В первом случае бухгалтерский учет ведется децентрализованно, во втором - централизованно.

ОП не выделено на отдельный баланс

Правила документооборота (состав, сроки передачи, ответственные лица) между головной организацией и ОП утверждаются в учетной политике. В сроки, установленные учетной политикой, ОП передает головной организации первичные учетные документы, на основании которых делаются бухгалтерские записи в учете головной организации. Передача первичных документов производится по специальному самостоятельно разработанному и утвержденному реестру. Бухгалтерская отчетность по такому ОП отдельно не составляется.

ОП выделено на отдельный баланс

ОП на отдельном балансе ведет бухгалтерский учет самостоятельно, но сохраняется обязанность применять способы ведения бухгалтерского учета отраженные в учетной политике головной организации. Отдельный баланс ОП представляет собой перечень показателей, при помощи которых отражается его имущественное и финансовое положение для составления бухгалтерской отчетности организации в целом.

Отметим, что график документооборота между головной организацией и выделенным на отдельный баланс ОП, рабочий план счетов, а также формы документов, разработанные организацией самостоятельно, утверждаются учетной политикой .

Обмен информацией между головной организацией и ОП происходит на основании документа «авизо». Унифицированной формы авизо не существует, организация разрабатывает её самостоятельно, и фиксирует в учетной политике. Авизо составляется для тех случаях, когда головная организация не участвует в осуществляемых ОП операциях, и наоборот. К каждому авизо прикладываются копии первичных документов, подтверждающих операцию. Бухгалтерская отчетность организации в целом должна включать показатели деятельности ОП (в том числе и выделенных на отдельные балансы).

5.3 Особенности налогообложения в ОП

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Иногда случается так, что организация зарегистрировалась по определенному юридическому адресу, а деятельность начинает вести по другому адресу. Означает ли это, что создано обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения? Ведь обособленное подразделение подлежит постановке на отдельный регистрационный учет в налоговой инспекции по месту нахождения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Приведем признаки обособленного подразделения юридического лица и определим, когда возникает необходимость зарегистрировать подразделение в ИФНС.

Признаки обособленного подразделения юридического лица

Подразделение юридического лица признается обособленным и подлежит постановке на учет в налоговой инспекции при выполнении следующих критериев (п. 2 ст. 11 , подп. 3 п. 2 ст. 23 , п. 4 ст. 83 НК РФ):

  • подразделение расположено по месту нахождения, отличному от места нахождения самой организации. Подробно об этом читайте ;
  • в подразделении оборудовано хотя бы одно стационарное рабочее место. Об этом мы рассказывали ;
  • рабочее место создано на срок более одного месяца;
  • указанное рабочее место подконтрольно организации, а не какому-либо другому юридическому лицу;
  • принят на работу сотрудник, который будет трудиться в подразделении. Подробнее об этом читайте .

Отметим, что не имеет значения тот факт, отражено ли создание обособленного подразделения в учредительных или организационно-распорядительных документах организации. Если названные выше признаки обособленного юридического лица выполняются, то подразделение подлежит постановке на учет (п. 1 ст. 83 НК РФ).

Обособленные подразделения в форме филиала или представительства

Если организация открывает филиал или представительство, то она указывает сведения о нем в учредительных документах. После этого сведения о филиале или представительстве будут указаны в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) (п. 3 ст. 55 ГК РФ). И тогда налоговая инспекция автоматически поставит на учет филиал или представительство на основании сведений из ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ).

Иные обособленные подразделения: постановка на учет

Если создано обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, не являющееся филиалом или представительством, то оно ставится на учет на основании сообщения, подаваемого самой организацией. Подробно мы рассказали об этом

" № 7/2018

Организации, имеющие обособленные подразделения, осуществляют уплату в бюджет налога на прибыль с учетом особенностей, изложенных в ст. 288 НК РФ. Так, в силу п. 1 указанной нормы налог, зачисляемый в федеральный бюджет, подлежит уплате по месту нахождения организации (без распределения по обособленным подразделениям). А вот налог, подлежащий уплате в доходную часть бюджетов субъектов РФ, уплачивается по месту нахождения организации, а также каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти подразделения (п. 2).

О порядке применения положений ст. 288 НК РФ мы неоднократно писали на страницах нашего журнала. В данной статье речь пойдет о том, в каких ситуациях можно говорить о наличии у организаций обособленных подразделений (ОП).

Понятие обособленного подразделения.

В Гражданском кодексе упоминание обособленного подразделения содержится в ст. 55, где даны определения филиалов и представительств:

    представительство – ОП юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1);

    филиал – ОП юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2).

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Представительства и филиалы должны быть указаны в ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Отметим, что в НК РФ представлено более широкое понятие обособленного подразделения, чем в ГК РФ. Судите сами.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ под ОП понимается любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если создается на срок более одного месяца.

В силу п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего ОП. При этом в силу п. 4 указанной статьи в случае, если несколько ОП организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее ОП, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.

Налоговый кодекс предусматривает отдельный порядок постановки организации на учет по месту нахождения филиалов и представительств и «простых» ОП, не являющихся таковыми. Именно последние, не указанные в ЕГРЮЛ, вызывают на практике массу вопросов. Ведь не всегда в той или иной конкретной ситуации с уверенностью можно сказать, что у организации возникло (например, при строительстве объектов в другой местности, при заключении договоров с дистанционными работниками и т. д.).

Признаки обособленного подразделения.

Для целей применения НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах признание обособленного подразделения организации таковым осуществляется при наличии следующих признаков, предусмотренных п. 2 ст. 11 НК РФ:

1) осуществление организацией деятельности через свое подразделение, территориально обособленное от места нахождения организации;

2) создание по месту осуществления этой деятельности оборудованных рабочих мест на срок более одного месяца.

Подразделение организации, не являющееся филиалом или представительством и не обладающее признаками, указанными в п. 2 ст. 11 НК РФ, не признается для целей Налогового кодекса обособленным подразделением организации (Письмо Минфина России от 18.08.2015 № 03-02-07/1/47702).

Далее приведем ряд примеров на основе писем контролирующих органов, где они говорят о наличии или отсутствии вышеназванных признаков. При этом отметим, что, как правило, письма заканчиваются ссылкой на п. 9 ст. 83 НК РФ: в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

Оборудование рабочих мест.

В правоприменительной практике создание хотя бы одного оборудованного стационарного рабочего места организации вне места ее нахождения признается создание обособленного подразделения организации независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации.

Под рабочим понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. При этом, как следует из арбитражной практики, ни форма организации работ (вахтовый метод или командировка), ни срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его ОП (см., например, постановления ФАС СЗО от 02.11.2007 по делу № А26-11293/2005, ФАС СЗО от 21.09.2006 № Ф08-4234/2006-1814А).

Признаки обособленного подразделения, определенного п. 2 ст. 11 НК РФ, имеются, например, в случае аренды офисного помещения, территориально обособленного от места нахождения организации, которое оборудовано для ведения переговоров и по месту нахождения которого постоянно совершаются деловые поездки руководителей или иных представителей организации (Письмо Минфина России от 10.04.2018 № 03-02-07/1/23401).

А вот в ситуации с дистанционными работниками финансисты считают, что признаков создания ОП нет (см. письма от 19.01.2018 № 03-02-07/1/3617, от 26.03.2014 № 03-02-07/1/13157, от 17.07.2013 № 03-02-07/1/27861).

Согласно ст. 312.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета.

В указанных письмах Минфин, со ссылкой на п. 9 ст. 83 НК РФ, резюмирует: вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения организации, который принимает решение исходя из представленных организацией документов, о выполнении ее работниками дистанционной работы.

Территориальная обособленность.

Налоговым кодексом не определено, что понимается для целей применения законодательства о налогах и сборах под территориальной обособленностью подразделения организации. Вместе с тем арбитражная практика по рассматриваемому вопросу не однозначна. Так, в постановлениях ФАС СКО от 29.11.2006 по делу № Ф08-6161/2006-2552А, ФАС СЗО от 02.11.2007 по делу № А26-11293/2005 отмечено, что исходя из положений ст. 11 НК РФ был сделан вывод о том, что под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения организации географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу. То есть подразделение является территориально обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика (см. Письмо Минфина России от 21.04.2008 № 03-02-07/2-73).

Одним из идентифицирующих признаков обособленного подразделения организации, не являющегося филиалом или представительством, в правоприменительной практике также признается адрес, по которому это подразделение осуществляет деятельность, отличающийся от адреса (места нахождения) самой организации.

Такого же мнения придерживается и Минфин (см., например, письма от 05.05.2017 № 03-02-07/1/27605, от 25.04.2017 № 03-02-07/1/24969, от 25.10.2016 № 03-02-07/1/61934, от 17.06.2016 № 03-02-07/1/35414), из которых следует, что территориальная обособленность подразделений определяется самостоятельными адресами.

Учитывая изложенное, финансовое ведомство считает, что, например, по месту выполнения организацией дорожных работ, не являющемуся объектом адресации, при отсутствии признаков ОП, определенных п. 2 ст. 11 НК РФ, нет оснований для постановки этого общества на учет в налоговых органах (Письмо от 04.09.2015 № 03-02-07/1/51191).

К сведению:

Адрес представляет собой описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ). Сведения об адресах вносятся в государственный адресный реестр, формируемый в соответствии с указанным законом.

Итак, согласно разъяснениям Минфина одним из идентифицирующих признаков ОП, не являющегося филиалом или представительством, признается адрес, по которому это ОП осуществляет деятельность, отличающийся от адреса (места нахождения) самой организации.

Вместе с тем, по мнению ФНС, осуществление деятельности организацией путем ведения единого технологического процесса с использованием комплекса зданий и сооружений, расположенного на земельном участке на территории, подведомственной налоговому органу, в котором указанная организация состоит на учете по месту нахождения, не приводит к созданию обособленных подразделений (Письмо от 07.03.2018 № ГД-4-14/4534).

На практике возможна следующая ситуация. Склад организации был поставлен на учет в налоговом органе в качестве обособленного подразделения, так как местонахождение склада и организации не совпадало. Организация сменила юридический адрес, в результате чего местонахождение обособленного подразделения (склада) и головной организации совпало. В связи с этим место нахождения склада организации стало территориально не обособленным от места нахождения организации, следовательно, в отношении этого склада отсутствуют признаки обособленного подразделения и его следует снять с налогового учета (Письмо Минфина России от 08.07.2013 № 03-02-07/1/26374).

Итак, обособленное подразделение может иметь статус филиала или представительства, а может и не являться таковым. Для целей налогового учета главное, чтобы имелись два признака – территориальная обособленность от головного предприятия и наличие оборудованных стационарных рабочих мест.

В случае возникновения у налогоплательщика затруднений с определением места постановки на учет он, в силу п. 9 ст. 83 НК РФ, вправе обратиться в налоговый орган. Решение будет принято на основе данных, представленных налогоплательщиком.

Рано или поздно активно развивающиеся компании расширяются за счет территориальных отделений. Офис, торговое помещение, склад, открытые вне места нахождения организации, подлежат государственной регистрации в качестве обособленных подразделений.

Виды обособленных подразделений

НК РФ (ст. 11 п. 2) к обособленным подразделениям относит любые части компании, которые находятся не по юридическому адресу фирмы, если они удовлетворяют двум условиям:

  • открыты на срок более месяца;
  • имеют стационарные рабочие места (хотя бы одно).

Здесь следует различать обычные ОП и филиалы / представительства фирмы. Последние являются разновидностью подразделений, но с более широкими полномочиями и функциями:

  1. Представительства осуществляют роль, соответствующую их названию: представляют интересы юрлица вне места его нахождения.
  2. Филиалы, как территориально обособленные части компании, обладают всей полнотой функций, как и «головная» организация.

Такие ОП не являются полностью самостоятельными, но действуют на основании отдельных положений, имеют собственное имущество и органы управления. А главное – их образование возможно только через внесение изменений в учредительные документы юрлица. Организация, имеющая филиалы, теряет право на применение упрощенной системы налогообложения.

Открытие ОП, не являющегося филиалом или представительством, находится в компетенции руководителя организации и не требует переписывания устава. Нет необходимости обеспечивать новое отделение собственным расчетным счетом, разрабатывать положение об ОП, назначать руководителя. Бухгалтерия по данному ОП также будет вестись централизованно. После открытия достаточно просто зарегистрировать подразделение в той инспекции ФНС, где «числится» юридическое лицо.

Порядок постановки ОП на налоговый учет

С момента открытия обособленного подразделения юрлицам дается 30 дней на то, чтобы поставить его на государственный учет. Нарушение этого срока, а также работа отделения без извещения налоговых органов грозят организации штрафами (ст. 116 НК РФ):

  • 10000 рублей за просрочку;
  • 40000 рублей и более (в размере 10% от полученных ОП доходов) - за отсутствие регистрации.

Виновное должностное лицо несет административную отвественность в виде штрафа в пределах 2000 – 3000 рублей (КоАП, ст. 15.3, ч.2).

Необходимо придерживаться правильной последовательности действий. Сначала – открытие ОП, затем – уведомление налоговой. Для регистрации нового отделения у него уже должны быть собственный адрес и, как минимум, одно оборудованное рабочее место. Фактической датой открытия можно считать день приема в подразделение первого работника – с этого момента и начинается отсчет срока подачи заявления.

Регистрация обособленного подразделения юридического лица состоит в постановке на налоговый учет в орган ФНС по месту расположения открываемого отделения (п.1 ст. 83 НК РФ). Теоретически организация должна зарегистрироваться в инспекциях всех муниципальных образований, в которых она открывает свои ОП. Однако на практике все проще: достаточно обратиться с заявлением в «свою» ИФНС (по юридическому адресу фирмы), а дальше налоговики самостоятельно в пятидневный срок передают документы куда надо.

Заявление на регистрацию обособленного подразделения

Для регистрации обособленного подразделения в налоговой необходимо оформить сообщение по форме С-09-3-1. Бланк заявления, используемый организациями при открытии ОП и изменении их данных, утвержден Приказом ФНС № ММВ-7-6/362@ от 9 июня 2011 г.

Форма С-09-3-1 заполнятся следующим образом. На странице 1 указываются сведения об организации и ее представителе:

Станица 2 заполняется данными на открываемое отделение:

  • ИНН и КПП основной организации;
  • номер страницы – 0002;
  • название ОП;
  • фактический адрес подразделения;
  • дата создания;
  • код деятельности по ОКВЭД;
  • ФИО руководителя ОП, если он назначен, его ИНН и телефон;
  • подпись заявителя.

Данный лист заполняется на каждое из открываемых подразделений.

Инструкция по госрегистрации обособленного подразделения

Создать и зарегистрировать обособленное подразделение, если это не представительство или филиал, не сложно. Не обязательно даже ездить в налоговую. Сообщение можно направить письмом или через интернет с использованием электронно-цифровой подписи руководителя.

Для регистрации обособленного подразделения в 2015 году следуйте нашей пошаговой инструкции:

На этом вопрос создания удаленного отделения можно считать закрытым.

Что касается стоимости регистрации обособленного подразделения, никаких государственных пошлин за такие действия не предусмотрено. Ваши расходы будут складываться только из оплаты нотариальных услуг по заверке копий документов.

ОП должно применять ту же систему налогообложения, что и основная организация. Как правило, все расчеты с бюджетом по подразделениям осуществляются централизованно из «головы» фирмы. Но если на отделение выделен свой баланс, уплачивать взносы во внебюджетные фонды и перечислять налоги (на прибыль, на имущество, транспортный, НДФЛ) оно может за себя самостоятельно, подавая необходимую отчетность в местные органы ФНС, ПФР и ФСС.

Напомним, что описанный порядок регистрации относится только к простым ОП, не имеющим представительских функций. Во избежание обвинений в незаконном открытии филиала или представительства юридическим лицам следует избегать наделения удаленных подразделений широкими полномочиями.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.