Краткосрочный проект по работе с родителями. Детско-родительский проект по патриотическому воспитанию в детском саду

взаимодействия педагогов, родителей и детей»

Проектный метод – это такая система обучения, которая предусматривает получение детьми знаний и умений в процессе выполнения системы постоянно усложняющихся практических заданий в совокупности с личным интересом ребёнка. Он связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением, может использоваться с детьми разного возраста. Это взаимодействие в системе “ребёнок-взрослый”, построенное на соучастии. Это общение на равных, где никто не указывает, не контролирует, не оценивает.

Создавая детско-родительские проекты, всегда нужно помнить об основных требованиях к использованию проектного метода обучения, в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

Проект – это игра всерьёз, его результаты значимы и для детей, и для взрослых.

Обязательными составляющими проекта должны быть детская самостоятельность, сотворчество детей и взрослых, развитие познавательных навыков, умение применить полученные знания на практике. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было актуальным вопросом в работе детского сада.

Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимо как педагогам, так и родителям. Родителям – для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Метод детско-родительских проектов на сегодняшний день нашёл широкое распространение в дошкольных учреждениях.

Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно, сказывается на результатах.

Такая совместная проектная деятельность способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться. Совместное выполнение какого-нибудьзамысла ребёнка и его родителей укрепляет детско-родительские отношения.

Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Проектная деятельность интересна тем, что все участники образовательного процесса некоторое время как бы проживают тему через разные формы совместной деятельности: поиск ответов на вопросы, чтение, рассматривание иллюстраций и фотографий, изготовление подарков-сувениров, рисунков, макетов и др.

Реализация детско-родительских проектов помогает сплотить коллектив родителей, даёт возможность им осознать их необходимость и важность для ребёнка в дошкольном возрасте, благодаря которым дети начинают ориентироваться в окружающем мире. А также особое значение имеет совместная деятельность детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяются потребности дошкольников в общении со взрослыми.

Проект может длиться столько дней, сколько:

У детей сохраняется интерес к выбранному содержанию;

Взрослым удается поддерживать желание детей действовать в рамках выбранной темы и пополнять развивающую среду раскрывающими ее материалами.

Уважаемые родители!

Всех вас волнует вопрос о том, как развивается ваш малыш, чему новому он научился, какими навыками овладел в дошкольный период, как готов к школе. Обсуждая данный вопрос, необходимо помнить, что на данном этапе развития общества, необходимые для поступления в школу навыки чтения, счета, письма, психологическая готовность, являются лишь частью целостной готовности ребенка к дальнейшему обучению, к жизни.

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

1 Общая тенденция развития современного мира такова, что главным критерием качества дошкольного образования является развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности, жизни, культуры, истории, а творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии.

Детство само по себе полноценный период человеческого существования. А это значит, что любое образование, в том числе и дошкольное, должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, а также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Одним из способов решения этой задачи является метод проектов.

Сущность метода проектов заключается в том, что ребенок в процессе деятельности осваивает особое умение – самостоятельно приобретать новые знания в процессе решения жизненных проблем.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период дети ищут способы решения учебных и творческих задач общими способами мыслительной, речевой, художественной и др. видами деятельности. Происходит представление результатов своего труда и хода работы в различных формах (макетах, плакатах, моделях, театрализации и т. д.) а также практическое их применение в различных (в том числе и нестандартных) ситуациях. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Данная форма интересна тем, что тематика проектов может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей.

В развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста можно выделить 3 этапа:

1-й этап – подражательско-исполнительский (его реализация возможна с детьми 3, 5-5 лет). На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка.

2-й этап – развивающий (характерен для детей 5-6 лет). Ребята уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. У них развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности.

3-й этап – творческий (характерен для детей 6-7 лет). Взрослым на этом этапе очень важно развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.

Проектирование как деятельность строится на уникальных отношениях «ребенок – взрослый», на со-участии взрослого и ребенка. Со-участие в деятельности – общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. И здесь очень важно ваше, уважаемые родители, со-участие. Вы всегда можете стать полноправными участниками любого проекта, который мы выполняем с детьми. Ваше со-участие сделает педагогический процесс целостным, принесет радость и удовлетворение от совместной деятельности малышу.

Взрослый ведет ребенка к со-участию постепенно, от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству и, наконец, к сотрудничеству. Поэтапное стимулирование проектной деятельности взрослым позволяет формировать у ребенка умения, которые могут развиваться только в деятельности, - умение работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого. Важно, чтобы у детей создавались интерес и увлечение, а основные виды детской деятельности концентрировались на живом и жизненном материале.

Тематика проектов в нашем детском саду разнообразна. Например, детско-родительские проекты на темы: «Дары осени», «Я и моя семья» («Мы маслята – дружные ребята», «Как нам весело живется» «Мы-путешественники») «Русский валенок», «Елочка» и др

При реализации проекта «Путешествие в прошлое часов» участие принимали дети старшей группы и их родители.
Проблема нашего проекта: недостаточный запас знаний о разновидности часов; дети плохо ориентируются во временных представлениях, не знают историю появления часов, не умеют определять время

Формы работы с детьми и родителями: помощь родителей в создании мини-музея часов в нашей группе; детско-родительские проекты: сбор информации, подбор художественной литературы о часах (стихи, произведения, загадки, пословицы); защита детско-родительских проектов; изготовление родителями совместно с детьми часов из бросового материала; подготовка материала для родительского уголка: «Путешествие в прошлое часов», чтение произведений художественной литературы с анализом, прослушивание музыкальных произведений, просмотр мультфильмов, компьютерных презентаций; игры: «Угадай, какие у меня часы?», «Узнай по описанию», «Какие бывают?», «Что раньше, что потом?», «Один-много», «Покажи по часам», «Выбери, что нужно для часов», «Ходят стрелочки по кругу»; опытно-экспериментальная деятельность с солнечными, огненными, песочными и водяными часами; проведение сюжетно-ролевых игр: «Часовая мастерская», «Магазин часов», «Путешествие в прошлое часов».
Подводя итог проделанной работе, было организовано открытое мероприятие для педагогического коллектива на тему «Путешествие в прошлое часов», где дети вместе с родителями защищали свои проекты.

Представленный детско-родительский проект «Все работы хороши, выбирай на вкус!» направлен на развитие познавательных и творческих способностей. Этот долгосрочный проект поможет ребёнку узнать о разнообразии профессий, их содержании, о том, что все работы интересны, доступны и о том, что любой труд важен и почётен.

Научить детей играть – значит научить детей жить. А наши современные дети, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Те игры, в какие играют дети, стали невесёлые, агрессивные.

Проведя анализ игровой деятельности, решая годовую задачу, поставила для себя цель – привлечь родителей к обогащению игровой базы и общими усилиями помочь детям «проникнуть» в мир взрослых. Приобщение ребёнка к миру взрослых – одна из сложных и значимых проблем в современной жизни. Стараюсь приобщить детей к этому миру через ознакомление с трудом взрослых, через овладение трудовыми навыками и операциями. В силу возрастных особенностей, ребёнок дошкольного возраста играя, проникает в мир взрослых, узнаёт о их жизни, деятельности и удивляется получаемым результатам.

Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию.

Первый этап – подготовительный . Его цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

Задачи данного этапа:

1. Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства;

2. Определение содержание и формы работы с родителями (на основе мониторинга «Социального состава семей»)

3. Установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для; определений направлений взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.

Второй этап – практический. Его цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

Задачи данного этапа:

1. Формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта;

2. Повышение профессиональной компетентности педагогов МАДОУ по вопросам взаимодействия с семьей.

3. Разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с семьей по различным направлениям деятельности детского сада;

4. Включение в разработку и реализацию проектов предложенных родителями.

5. Оказание научной и практической помощи родителям для внедрения личных проектов.

6. Повышение педагогических и воспитательных умений родителей

7.Разработка методических материалов для реализации данных проектов;

8.Разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с семейным социумом.

Третий этап– заключительный . Его цель – подведение итогов социального партнерства.

Задачи данного этапа:

1. Проведение анализа проделанной работы;

2. Открытое обсуждение материалов проекта на всех уровнях системы дошкольного образования.

3. Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с семейным социумом.

Формы работы по проекту

Традиционные:

* Родительское собрание

* День открытых дверей

* Совместные дела семьи и учреждения

* Опосредованное взаимодействие

* Родительские конференции, сходы, съезды

* Консультации (тематические и индивидуальные)

* Семейные праздники

* Посещение на дому

* Горячая линия

* Организация библиотеки для родителей

* Анкетирования родителей

* Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа

Инновационные

* Семинары для родителей

* Групповые тренинги

* Семейный клуб

* Родительский клуб

* Социально-психологические тренинги

* Диспут-размышление

* Индивидуальная терапия

* Выпуск педагогического журнала

Типология проектов представлена в таблице 1

Таблица 1.

Типологические признаки Типы проектов
1. Метод доминирующий в проекте 1. Исследовательский 2. Информационный 3. Практико-ориентированный 4. Ознакомительно-тренировочный 5. Творческий 6. Игровой
2. Предметно-содержательная область 1. Монопредметный 2. Межпредметный 3. Надпредметный
3. Характер координации проекта 1. Непосредственный (жесткий, гибкий) 2. Скрытый (неявный, имитирующий участника проекта)
4. Характер контактов 1. Внутренний или региональный 2. Международный
5. Количество участников проекта 1. Личностный 2. Парный 3. Групповой
6. Продолжительность проекта 1. Краткосрочный 2. Среднесрочный 3. Долгосрочный
7. По контролирующим функциям 1. Итоговый 2. Текущий

Исследовательские проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную к подлинному научному исследованию: обоснование актуальности темы исследования, определение его проблемы, предмета и объекта, обозначение задач исследования и его методов, описание результатов, формулирование выводов.

Информационные проекты, изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ее анализ, обобщение.

Практико-ориентированные проекты предусматривают получение социально-значимого результата продукта, которые могут быть внедрены в практику.

Ознакомительно-тренировочные знакомят с новыми явлениями, темами, процессами и направлены на их отработку.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата.

Приключенческие, игровые проекты предполагают доминирование ролево-игровой деятельности участников проекта. Роли участников обусловлены характером и содержанием проекта. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта.

Проекты могут осуществляться в рамках одной учебной дисциплины. Такие проекты И. Чечель (1998) и В. Гузеев (1995) называют монопредметными. Проект может быть межпредметным и осуществляться в рамках нескольких дисциплин, или надпредметным, т.е. не предусматривать изучение предметных тем, а быть направленным, например, на проведение какого-либо мероприятия, акции.

По характеру координации проекты могут быть двух типов: с открытой, явной координацией (жесткой или гибкой), когда координатор проекта участвует в проекте в собственно своей функции, направляя и организуя в случае необходимости деятельность учащихся; со скрытой координацией, когда преподаватель выступает как один из участников проекта.

По характеру контактов проекты могут быть внутренними, которые организуются внутри учебного заведения или между учащимися разных учебных заведений города или региона; внешними (или международными), участниками которых являются представители разных стран.

По количеству участников проекты бывают личностные – между двумя партнерами, находящимися в разных учебных заведениях, регионах или странах; парные – между парами участников; групповые – между группами участников.

По признаку продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочные и использоваться на одном занятии для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы; среднесрочные, которые занимают по продолжительности от одной до нескольких недель; долгосрочные, на осуществление которых уходит несколько месяцев.

В. Гузеев (1995) выделяет итоговые и текущие проекты. Проект является итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала. Текущий проект осуществляется, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания обучения.

В соответствии с первым признаком - доминирующего метода - различают следующие типы проектов.

Исследовательские

Такие проекты требуют хорошо продуманной струк­туры, обозначенных целей, актуальности предмета ис­следования для всех участников, социальной значимо­сти, продуманных методов, в том числе эксперимен­тальных, опытных работ, методов обработки результа­тов. Такие проекты полностью подчинены логике ис­следования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным ис­следованием: аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследова­ния, его предмета и объекта, обозначение задач иссле­дования в последовательности принятой логики, опре­деление методов исследования, источников информа­ции, определение методологии исследования, выдви­жение гипотез решения обозначенной проблемы, оп­ределение путей ее решения, в том числе эксперимен­тальных, опытных, обсуждение полученных результа­тов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход иссле­дования.

Творческие

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности уча­стников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочине­нии, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и др.). Однако оформление ре­зультатов проекта требует четко продуманной структу­ры в виде сценария видеофильма, драматизации, про­граммы праздника и пр., плана сочинения, статьи, ре­портажа и пр., дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.п.

Приключенческие игровые

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть ли­тературные персонажи или выдуманные герои, имити­рующие социальные или деловые отношения, осложня­емые придуманными участниками ситуациями. Резуль­таты таких проектов могут намечаться в начале проек­та, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая.

Информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор ин­формации о каком-то объекте, явлении, на ознакомле­ние участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследователь­ские, требуют хорошо продуманной структуры, возмож­ности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Практико-ориентированные

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структу­ры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выходов и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координаци­онной работы в плане поэтапных обсуждений, корректи­ровки совместных и индивидуальных усилий, в органи­зации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систе­матической внешней оценки проекта.

Интернет – проекты.

Телекоммуникационный образовательный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата и организованная на основе компьютерной телекоммуникации.

Телекоммуникационные образовательные проекты, в отличие от проектов, проводимых в рамках одного учреждения, всегда межпредметны.

По признаку - характеру координации -

про­екты могут быть двух типов.

С открытой, явной координацией

В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво на­правляя работу его участников, организуя, в случае не­обходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.

Со скрытой координацией (главным образом, теле­коммуникационные проекты)

В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей фун­кции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из...).

Что касается характера контактов, то проекты разде­ляются на внутренние и международные.

Внутренними, или региональными (т.е. в пределах од­ной страны)

Такие проекты, которые орга­низуются либо внутри одной школы - междисципли­нарные, либо между школами, классами внутри регио­на, одной страны.

Международными проектами

Такие про­екты, участниками которых являются представители раз­ных стран.

По количеству участников проектов можно выделить

три типа проектов.

Личностные (между двумя партнерами, находящими­ся в разных школах, регионах, странах).

Парные (между парами участников).

Групповые (между группами участников).

По признаку продолжительности проведения проекты различаются по следующим типам .

Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные.

Средней продолжительности (от недели до месяца).

Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Что касается проек­тов средней и долгосрочной продолжительности, то такие проекты являются междис­циплинарными и содержат достаточно крупную про­блему или несколько взаимосвязанных проблем, и тог­да они представляют собой программу проектов. Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время.

Разумеется, в практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеют­ся признаки исследовательских проектов и творческих. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характер­ные особенности каждого из них.

Продукты проектов

Атрибуты для игр

Видеофильм

Видеоклип

Выставка

Дизайн-макет

Дневник путешествий

Коллекция

Мультимедийная презентация

Серия иллюстраций

Сочинение

Справочник

Театрализация

Фотоальбом


Похожая информация.


Детско-родительский проект, как технология познавательно- исследовательской деятельности современных дошкольников

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В Законе предусмотрено, что в решении сложных, многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, эксклюзивная роль принадлежит семье.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, в главе 4, статье 44 впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребёнка.

В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть и на взаимодействие ДОУ с родителями с целью создания единого образовательного пространства «семья - детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнёрства.

Детский сад сегодня должен быстро реагировать на изменения
социального состава родителей, их образовательные потребности и
воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и
направления работы детского сада с семьей.

Помимо традиционных форм работы с семьями воспитанников, детский сад активно использует и инновационные формы. Одной из эффективных форм взаимодействия с семьей в моей группе является организация детско-родительских проектов.

«Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать и я пойму» гласит китайская пословица.

В условиях быстроменяющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому , оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, то есть владеть универсальными учебными действиями. Вот поэтому, детская п роектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию .

Так что же такое детско-родительский проект?

Детско-родительский проект –

    это такая система обучения, которая предусматривает получение знаний и умений самим ребенком в процессе выполнения практических заданий.

    Это взаимодействие в системе «ребёнок-взрослый», построенное на соучастии.

    Это общение на равных, где никто не указывает, не контролирует, не оценивает.

Организовывая детско-родительские проекты, всегда нужно помнить об основных требованиях к использованию проектного метода обучения: в основе любого проекта лежит проблема, которую создал РЕБЕНОК. Для решения проблемы требуется исследовательский поиск. Тематика таких проектов варьируется в зависимости ОТ ЗАПРОСА САМОГО РЕБЕНКА.

Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывает новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием. Совместный сбор материалов, изготовление плакатов, игр, создание презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Детско-родительский проект- это «игра всерьез», результаты ее значимы и для детей, и для взрослых.

В моей группе реализовано несколько детско-родительских проектов, носящие исследовательскую деятельность и творческую.

Исследовательская проектная деятельность

Цель: исследование предполагает получение ответа ребенком на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

Исследовательский проект носит индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребёнка (родителей, братьев и сестёр и т. д.) в сферу его интересов.

Этапы исследовательской проектной деятельности:

Первый этап – создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Эта формулировка обычно звучит в виде вопроса, адресованного либо к воспитателю, либо к родителям.

Второй этап – связан с информированием родителей. ЭТОГО ЭТАПА МОЖЕТ И НЕБЫТЬ, ЕСЛИ ВОПРОС БЫЛ АДРЕСОВАН

Третий этап – ребенок оформляет проект. Родители помогают дошкольнику, но организатором проекта является ребенок. Все участники образовательного процесса некоторое время как бы проживают тему через разные формы совместной деятельности: поиск ответов на вопросы, чтение, рассматривание иллюстраций и фотографий, изготовление подарков-сувениров, рисунков, макетов и др.

Пятый этап - педагог организует выставку проекта и придумывает задания и игры для закрепления и систематизации материала. Затем проекты находятся в свободном доступе детей.

ПРИМЕРЫ ИССЛЕДОВАТЕЛСКИХ Д-Р ПРОЕКТОВ:

«Новогодние игрушки наших бабушек дедушек» возник из вопроса ребенка: «Чем наряжали елку наши бабушки и дедушки?» ФОТО

«Удивительный мир комнатных растений» вопрос: Чем дышат растения?

«Шоколад - польза или вред», вопрос ребенка: «Шоколад полезен для зубов или вреден?». Результат - ПАПКА-ПЕРЕДВИЖКА+ КОНФЕТЫ собственного изготовления,

«Родные люди». Результат – СОСТАВЛЕНО ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО ДВУХ СЕМЕЙ

Творческая проектная деятельность - создание нового творческого коллективного продукта.

При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свое решение выполнения проекта. Одним из отличий творческого проекта от исследовательского является то, что на завершающем этапе у ребенка имеются не только знания, но и продукт.

Этапы творческой проектной деятельности:

Первый этап – проведение подготовительной работы, где педагоги обсуждают возможные темы проектов, связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых (это могут быть праздники, сезонные изменения, социальные вопросы и т.д. я в разговоре с молодым воспитателем одной из возрастных групп выяснила, что большинство дети не пьют молоко, какао.)

Второй этап – определяются мотивы участия детей в деятельности. (Например, Мы рассказываем детям о не желании детей соседней группы пить молоко и обсуждают отношения к нему детей. Дети делятся своими идеями по поводу предстоящего проекта, т. е. высказывают желание рассказать о пользе молока).

Третий этап – дети высказывают свои идеи реализации проекта (кто за что будет отвечать).

Четвертый этап – связан с информированием родителей. МОЖНО ПРОПУСТИТЬ

Пятый этап – совместно с родителями дети реализуют свои идеи.

Шестой этап - дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают, отвечают на вопросы воспитателя и детей.

Седьмой этап – педагоги продумывают, как представить полученный продукт.

Восьмой этап – педагог вместе с детьми организует работу по реализации общего замысла, осуществляется презентация продукта творческого проекта.

Проект может длиться столько дней, сколько:

У детей сохраняется интерес к выбранному содержанию;

Взрослым удается поддерживать желание детей действовать в рамках выбранной темы и пополнять собственную копилку раскрывающими ее материалами.

ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ ТВОРЧЕСКИХ Д-Р ПРОЕКТОВ:

    «Молоко и молочные продукты»,

    «Где живут птицы?» начался с того, что после беседы о перелетных птицах у детей возник вопрос: «Где жить скворцам, когда прилетят весной на родину и как мы сможем им помочь?»

    Создание интерактивной игры «Угадай мелодию»

Реализация детско-родительских проектов помогает сплотить семьи, даёт возможность им осознать их необходимость и важность для ребёнка в дошкольном возрасте, благодаря которым дети начинают ориентироваться в окружающем мире. А также особое значение имеет совместная деятельность детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяются потребности дошкольников в общении со взрослыми.

Таким образом, правильно организованная проектная деятельность дает возможность удовлетворить потребность ребенка в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Детям необходим определенный период для осмысления полученной информации, усвоив ее, они сделают более сложный виток в познании окружающего мира.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями
воспитанников детского сада, дает положительные результаты. Своей
работой я доказываю родителям, что их вовлечение в
педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-
образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а
потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

В заключение хочется процитировать слова К лементия Аркадьевича Тимирязева ( русский естествоиспытатель, профессор Московского университета, основоположник русской научной школы физиологов растений ) : «Люди научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

Желаю творческих успехов!

ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«В ГОСТИ К СКАЗКЕ»

Актуальность.

Многие родители, в силу загруженности своими проблемами и работой, считают, что детское творчество не столь важно для развития ребенка. Дескать, важнее знания и умения, которые он накопит до поступления в школу. Но ценность детства заключается в игре. Игра - свободно развивающаяся деятельность, предпринимаемая ради удовольствия от самого процесса, а не от результата. Игре присущ творческий, импровизационный, активный характер. Играть можно в разные игры: в сюжетные, в настольно - печатные, но только театрализованная игра вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость. Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д. Создавая данный проект, хочется донести до родителей значение театрализованных игр в жизни ребенка и значение совместного творчества детей и родителей.

Проблема. Поверхностное отношение родителей и детей к театру и театральной деятельности.

Новизна детско-родительского проекта «Страна чудес».

Если говорить о принципиально новом в содержании данного проекта, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГТ принципам - принцип интеграции образовательных областей. Также, основной нитью в проекте проходит непосредственно работа с родителями.

В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями при подготовке к кукольному спектаклю:

Безопасность – поведение в общественных местах; при изготовлении кукол дети пользуются режущими и острыми инструментами.

Труд и художественное творчество – создание коллекций, альбомов, книжек - малышек.

Коммуникация – обогащение знаний о социальной действительности предполагает непосредственное общение взрослых и детей в социуме.

Чтение художественной литературы – неотъемлемая часть подготовки ккукольному представлению.

Музыка – в данное время появилось множество детских песен, развивающих кругозор ребёнка, при желании можно подобрать песни исходя из принципа комплексно - тематического планирования.

Социализация и познание - каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность, благодаря сказке ребёнок познаёт мир во всех его взаимоотношениях.

Так же проект построен по комплексно – тематическому принципу: разучивать и обыгрывать диалоги можно соответственно темам недели.

Цель: Расширить взаимодействие с родителями воспитанников, путем создания совместных детско-родительских представлений.

Задачи:

Создание условий для творческой активности детей и родителей.
Последовательное знакомство детей и родителей с видами театра.
Совершенствование артистических навыков детей и родителей.
Работа над речью и интонацией.

Основные этапы:

I этап накопительный. Цель : разработать проект.

Содержание: Изучение литературы по данной теме, сбор и анализ в интернете сведений о способах изготовления кукол из бросового материала, диагностическое обследование детей, выход на коллектив городского кукольного театра «Тирлямы». Разработка мероприятий социально – педагогического проекта по осуществлению связи с социумом, создание условий для реализации проекта.

II этап – творческий. Цель:

Содержание: реализация запланированных мероприятий.

III этап– результат. Цель: Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.

Содержание: Конкурс – практикум «Страна чудес»; анализ проведенных мероприятий, определение дальнейших перспектив данного проекта.

Ожидаемый результат.

Дети: Развитие интереса к театрализованной деятельности, пополнение знаний техники изготовления и управления куклами, совместно с родителями находить оригинальные решения для проигрывания кукольных представлений.

Родители: Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду; развитие совместного творчества родителей и детей.

Перспективы на будущее:

Показ детско-родительского кукольного представления «Страна чудес» для детей детского сада.

Цель. Развитие кругозора детей, успешная социализация детей в коллективе и обществе,

Участники проекта. Педагоги речевой группы, дети 5-6 лет, родители.

Срок реализации. 2 месяца

План реализации проекта

I этап – подготовительный.

Цель: разработка проекта.

Сроки

Мероприятия

Результат

2 недели

Изучение литературы по данной теме, сбор и анализ сведений в интеренете о способах изготовления кукол из бросового материала, диагностическое обследование детей, выход на коллектив городского кукольного театра «Тирлямы». Разработка мероприятий социально – педагогического проекта по осуществлению связи с социумом, создание условий для реализации проекта.

Пополнение методической литературы. Оформление презентации. Выявление проблем и возможности их устранения. Система мероприятий по взаимодействию с детьми, социумом, родителями.

II этап – основной.

Цель: реализация проекта в образовательную практику.

Сроки 5 недель

Формы работы

Взаимодействие воспитателей в группе

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

    Презентация для родителей «Куклы из бросового материала»

Разучивание диалогов в стихах:

тема недели «Наши домашние питомцы» - «Что ты кошка сторожишь?»; тема «Животные Прибайкалья» - «Что ты, ёж, такой колючий?»; тема «Новый год» - «ты куда идёшь, медведь?»; тема «Сибирь зимой» - «Мишка, мишка, что с тобой?»

Разучивание и показ кукольного спектакля родителями «Заюшкина избушка»

    Оформление фотогазеты «Мы играем в театр»

Составление опорных схем диалогов.

Оформление книжек – малышек к русским народным сказкам выбранным по желанию детей.

Выставка кукол сделанных из бросового материала детьми с родителями

Связь с социумом

Совместное посещение кукольных спектаклей в Братском городском кукольном театре «Тирлямы» семьями и группой.

Выставка кукол разного вида, сделанных из бросового материала, для детей и родителей детского сада.

III этап: заключительный.

Сроки 1 неделя

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей и родителей о различных видах кукол и кукольного театра.

Праздник «Страна чудес».

Праздник для детей и родителей «Страна чудес»

Конкурс – практикум: командное изготовление кукол по мнемотаблицам; разыгрывание по опорным схемам диалогов.

Тип проекта: творчески-речевой.

Участники проекта: дети старше-подготовительной группы, учитель-логопед, воспитатели групп., родители воспитанников.

Сроки реализации проекта: 2 месяца.

Актуальность проекта:

В русском языке существует большое количество устойчивых фраз и словосочетаний (фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.), которые несут в себе не только лексическое, но и эмоциональное значение. Овладение детьми такими фразами и выражениями будет способствовать развитию у них более универсальных коммуникативных умений и навыков, даст возможность осуществлять перенос полученных умений в различные виды речевой деятельности.

Дети в подготовительной к школе группе начинают проявлять активный интерес к различным явлениям родного языка (в соответствии с возрастными возможностями). Разные виды работы с фразеологизмами и поговорками очень интересны детям, развивают у них познавательную активность, мыслительные процессы, чувство юмора.

Цель проекта: обогащать активный и пассивный словарный запас детей крылатыми выражениями, а также пословицами и поговорками, учить понимать переносное значение таких фраз и выражений и употреблять их в собственной речи в соответствии со смыслом.

Задачи проекта:

для детей:

  • развивать языковую компетентность детей, интерес к родному языку, желание пользоваться разнообразными лексическими средствами в собственной речи;
  • развивать память, словесно-логическое мышление при понимании переносного значения устойчивого словосочетания, который не тождественен сумме значений ее компонентов;
  • учить оперировать полученными знаниями, осуществлять перенос усвоенных знаний в новую ситуацию;
  • учить принимать учебную задачу, осуществлять самостоятельную поисковую деятельность;
  • развивать творческие способности через вовлечение в различные виды деятельности;
  • создать ситуацию успеха для воспитанников группы, формировать чувство собственной значимости.

для родителей:

  • формировать интерес к жизни детей в ДОУ;
  • продолжать формировать родительскую компетентность в вопросе преодоления заикания, а также в вопросах общего речевого и интеллектуального развития детей;
  • раскрыть творческие способности родителей, вовлечь их в продуктивную деятельность.

Ожидаемые результаты:

  • у детей расширится пассивный словарный запас, начнет появляться интерес к родному языку, дети будут учиться вычленять и понимать устойчивые выражения из обращенной к ним речи, художественных произведений, станут употреблять некоторые из них в активной речи;
  • у детей будет развиваться сознательное отношение к общему делу, желание принять активное участие в совместной деятельности;
    родители станут принимать более активное участие в жизни группы.

Продукты проекта:

  • мини-музей «Крылатые слова»;
  • книжки-малышки «Крылатые слова» по лексическим темам;
  • словари крылатых слов и поговорок по лексическим темам;
  • презентация «Что бы это значило?» (фотоотчет о проектной деятельности).

Идея проекта:

Идея проекта вызвана интересом детей к непонятным для них фразам, которые они слышат от педагогов, родителей (инструктор по ФИЗО: «В чужом глазу соринку увидел, а в своем бревна не замечаешь», Людмила Михайловна, воспитатель: «Высший пилотаж» (на НОД), Софья Сергеевна, логопед: «Ушки на макушке» (на НОД), Наталья Юрьевна, помощник воспитателя «С гулькин нос» (за обедом) и др.). Некоторые дети сами обращаются за объяснением непонятных фраз, внимание других детей необходимо привлекать специально, но при объяснении интерес проявляют все дети. Кроме того, такие фразы и выражения часто встречаются в художественных произведениях и также привлекают внимание детей.

Структура проекта:

1 этап. Подготовительный

Цель: вызвать у детей группы интерес к такому языковому явлению как крылатые слова (устойчивые выражения – фразеологизмы, поговорки), привлечь родителей к совместной продуктивной и поисковой работе с детьми.

Мероприятия:

  • Изучение педагогической литературы по теме: «Методика ознакомления старших дошкольников с устойчивыми выражениями (фразеологизмами, пословицами, поговорками)».
  • Подбор художественной литературы, мультипликационн ых фильмов, детских песен с использованием фразеологизмов, пословиц и поговорок.
  • Составление памяток для родителей: «Читаем и обсуждаем» (перечень художественной литературы), «Смотрим и обсуждаем» (перечень мультипликационн ых фильмов), «Слушаем и обсуждаем» (перечень детских песенок).
  • Подготовка консультаций для родителей «Расширение словаря детей как средство развития речи», для воспитателей «Знакомство старших дошкольников с устойчивыми фразами и выражениями».

2 этап. Основной

Цель: включить воспитанников группы и их родителей в деятельность по осуществлению плана проекта.

Взаимодействие с воспитателями:

  • консультация «Знакомство старших дошкольников с устойчивыми фразами и выражениями»;
  • обсуждение плана осуществления проекта, форм работы, участия воспитателей в различных этапах и формах работы (ситуативная речевая работа по развитию словаря фразеологизмов в различных видах деятельности, в том числе режимных моментах, совместное пополнение «Копилки крылатых слов», побуждение родителей к принятию активного участия и др.);
  • совместная подготовка итогового мероприятия (вечера досуга «Логопедический КВН «Обо всем на свете»).

Взаимодействие с родителями:

  • консультация для родителей «Расширение словаря детей как средство развития речи».

Задания для родителей:

1. Еженедельно участвовать в совместном с ребенком изготовлении страниц для книжек-малышек «Крылатые слова» по лексическим темам;

2. Совместно с ребенком продумать и выполнить поделку-экспонат для мини-музея группы «Крылатые слова», продумать и подготовить презентацию своего экспоната на совместном вечере досуга;

3. Поощрять инициативу детей в поиске необходимой для осуществления проектной деятельности информации (пополнение «Копилки крылатых слов»).

Работа с детьми по реализации проекта:

  • Знакомство детей с понятием «Крылатые слова»
  • Чтение Т.Коваль «Не нужно вешать нос», анализ непонятных фраз и выражений, введение и объяснения понятия «крылатое слово».
  • Рассматривание иллюстраций с шуточным изображением некоторых крылатых выражений, знакомство с понятиями «юмор», «чувство юмора».
  • Совместное изготовление памятки «Как мне это узнать?».
  • Введение в группу «Копилки крылатых слов», куда дети могут складывать записки с напечатанными или схематически зарисованными фразами и выражениями.

Задание для детей:

  • узнать дома, напечатать на листочке (специальные заготовленные листочки можно взять рядом с «Копилкой крылатых слов») любое крылатое выражение и рассказать в группе, что оно означает.

Мероприятия с детьми по реализации проекта:

  • Чтение художественной литературы, прослушивание детских песен, просмотр мультфильмов с последующим анализом содержания и вычленением и объяснением крылатой фразы или поговорки.
  • Составление книжек-малышек «Крылатые слова» по лексическим темам (еженедельно), рассматривание выполненных детьми иллюстраций, составление по ним предложений и коллективных рассказов.
  • Проведение дидактических и речевых игры и упражнений.
    «Переводчики» (замена фразеологизма на слово или словосочетание).
    «Назови «крылатое слово» (замена слова или словосочетания на известный фразеологизм).
  • Проведение психогимнастик, мимических и пантомимических этюдов, шарад с использованием лексического материала по темам, подобранного детьми («Строить глазки», «Зуб на зуб не попадает» и т.п.).
  • «Сказка по-новому» (включение в знакомые сказки фразеологизмов и поговорок, коллективный рассказ сказки).
  • «Подбери фразу» (подбор изученных фразеологизмов и поговорок к ситуациям, небольшим стихотворениям, рассказам и сказкам).
  • «Подбери картинку» (аналогичное предыдущему с использованием детских иллюстраций).
  • Приглашение детей подготовительной группы №6 и старшей группы №8 на экскурсии в мини-музей «Крылатые слова». Деловая игра для детей подготовительной группы №9 «Экскурсоводы» (в связи с этапом речи).

Предварительная работа к деловой игре «Экскурсоводы»:

  • беседа логопеда «Кто такой «экскурсовод»;
  • подготовка к деловой игре: что можно показать и рассказать о нашем музее?
  • игра-тренинг «Экскурсоводы» (составление мини-монологов).
  • распределение очередности рассказов об экспонатах музея.

3 этап. Заключительный

  • Итоговое мероприятие: вечер досуга для детей и родителей «Логопедический КВН «Обо всем на свете».

План досуга:

  • Просмотр презентации «Что бы это значило».
  • Логопедический КВН (конкурсы для команд детей и родителей)
  • Презентация экспонатов для мини-музея семьями воспитанников.
  • Подведение итогов конкурса и торжественное награждение победителей и участников.

Детско – родительский проект «КРОССБУКИНГ» в детском саду.

Предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Участниками проекта также являются родители, дети и воспитатели группы.

Кроссбукинг - это так называемый обмен прочитанными книгами, газетами, журналами.

Детско – родительский проект «КРОССБУКИНГ» в детском саду можно отнести к проектам социальной направленности. Он также охватывает следующие образовательные области: художественное творчество, художественная литература, познание, коммуникация, музыка.

Именно в дошкольном возрасте у человека закладываются основы социально-эмоционального развития, в частности, эмпатии – умения сопереживать другим, чувствовать тех, кто рядом, видеть проблемы и потребности других и относиться к ним деятельностно. Развить эмпатию можно разными способами, в том числе, и обменом прочитанных книг.

Данный проект основан на синтезе развития эмпатии, социальной компетентности и творческого потенциала личности, связанных воедино одной целью – обменом прочитанных книг, журналов, газет, которая поможет развить в детях все вышеперечисленные качества личности.

Цели проекта:

развитие эмпатии у детей;

формирование у детей и родителей потребности в совершении добрых, бескорыстных поступков на основе креативного мышления.

Предполагаемые результаты проекта :

повышение уровня эмпатии у детей;

развитие потребности в совершении добрых дел и помощи окружающим;

приобретение детьми различных прикладных навыков;

развитие речи при рассказывании о прочитанном;

знакомство с незнакомыми ранее произведениями, новостями;

повышение интереса к чтению книг.

Ход реализации детско – родительского проекта «КРОССБУКИНГ»

1 этап – подготовительный.

Педагог проводит исследование социума на предмет потребностей в посильной социальной помощи воспитанников детского сада: договаривается с воспитателями других групп детского сада, родителями и детьми об обмене прочитанными книгами, газетами, журналами.

Педагог проводит для родителей вводную беседу по проекту «Кроссбукинг», объясняя идею проекта и договариваясь, что они с разрешением детей принесут в детский сад прочитанные детские книги, журналы и газеты.

2 этап – раскрытие проблемы.

На первом этапе педагог в процессе беседы формулирует проблему: наличие в окружающей детей действительности людей, которым необходима различная помощь, что есть такие семьи, которые не могут купить книги, чтобы прочитать их. Педагог вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию - предлагает детям вспомнить, какие сказочные герои в сказках исполняли желания людей. Вспомнив Золотую рыбку из сказки Пушкина, дети представляют, чьи желания они бы смогли исполнить, если бы стали волшебными золотыми рыбками.

Педагог объясняет детям, что у многих дома есть уже прочитанные книги и журналы, которые просто лежат на полке, а если они принесут их в детский сад, чтоб их прочитали другие дети, у которых нет этого- было бы здорово!!!

Таким образом, у детей формируется активная жизненная позиция, умение самостоятельно находить проблемы.

Педагог предлагает детям вместе с родителями подумать и предложить различные варианты добрых дел, которые они могут совершить для окружающих. Так как в процессе реализации проекта детям предлагается стать «Золотыми рыбками», педагог проводит с детьми (а возможно и вместе с родителями) мозговой штурм, в процессе которого они все вместе придумывают, что, основываясь на кроссбукинге, можно придумать и воплотить для радости окружающих.

Это может быть:

создание поделок-сувениров по прочитанным книгам;

рассказывание стихов и пение песен из прочитанных книг;

исполнение реальных желаний окружающих и так далее.

3 этап - основной.

На этом этапе педагог подробнее знакомит детей с «кроссбукингом», выбирая произведения, походящие их возрасту и организует выставку книг на полках. Учит детей и родителей где и как надо записывать книгу, которую взяли почитать. Затем дети выбирают понравившиеся книги для чтения. После они обмениваются информацией о прочитанном, вместе с воспитателем и родителями решают, как можно интереснее рассказать другим детям об этой книге (создание поделок-сувениров по прочитанным книгам;

маленький театр по одной из прочитанной книги;

выставка рисунков по прочитанным книгам;

рассказывание стихов и пение песен из прочитанных книг).

В ходе выполнения проекта у детей формируются разнообразные знания, умения и навыки. Дети осваивают новые техники выполнения изделий прикладного творчества; разучивают новые стихотворные и музыкальные произведения.

4 этап - итоговый.

Дети и педагоги презентуют подготовленные в процессе третьего этапа реализации проекта формы творческой деятельности в заранее оговорённых местах: других группах детского сада, в музыкальном зале, в своей группе.

На разных уровнях (дети, родители, педагоги) подводятся и анализируются результаты реализации проекта. Оформляется фотовыставка и презентации по итогам проекта, проводится родительское собрание по результатам реализации проекта «Кроссбукинг» в детском саду с целью анализа хода проекта и обсуждения дальнейших перспектив взаимодействия.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.