I. Финансовая деятельность в рф

ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова» (ИЭУП)

Антошкин Дмитрий

Михайлович

Курс заочного отделения

Ускоренные сроки обучения

Юридического факультета

Гр. 261-у

Контрольная работа

Пофинансовому праву

Вариант № 1

За 3 семестр 2017/2018 уч. года

Телефон (89083472151)

Казань-2017

1. Что понимается под финансовой деятельностью государства? Какова ее конституционнаяоснова……………………………………………………………3

2. Назовите, по каким критериям можно ограничить финансовое право от административного и гражданского права, приведите примеры……………..….7

3. Каковы субъекты (резиденты и нерезиденты) и объекты валютных отношений………………………………………………………………………......11

4. Раскройте отчетную стадию бюджетного процесса………………………….17

5. Задача: Индивидуальный предприниматель О. попал в автомобильную катастрофу, в результате чего 2 месяца пролежал в больнице и не уплатил своевременно сумму налога. Налоговый орган установил, что образовалась недоимка в сумме 50 тыс. рублей, и вынес решение о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности. О. отказался оплатить штраф, сославшись на то, что данное правонарушение было совершенно им вследствие болезненного состояния. Как, по вашему мнению, следует разрешить возникший конфликт………………………………………………………………21

6. Список использованных нормативно-правовых актов, специальной и учебной литературы………………………………………………………………..22


Что понимается под финансовой деятельностью государства. Какова ее конституционная основа.

Необходимость использования финансов (финансовой систе­мы) обусловила осуществление государством и муниципальны­ми обра­зованиями специальной, а именно финансовой деятель­ности. В ходе финансовой деятельности производится планомер­ное и це­ленаправленное образование (формирование), распреде­ление и ис­пользование государственных и муниципальных цен­трализован­ных и децентрализованных денежных фондов.

Итак, финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, поддержания деятельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований, осуществляемая органами местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении.

Финансовая деятельность муниципальных образований представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов в целяхреализации социально-экономических задач местного значения иобеспечения финансовыми ресурсами деятельности органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления связана с общей направленностью на потребности общества, носит публичный характер, хотя и различается конкретными задачами.

Содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований выражается в многочисленных и разнообразных функциях, которые действуют в названных выше общих направлениях: образование (формирование), распределение и использование государственных или муниципальных (местных) денежных фондов. Неотъемлемый элемент каждой из них - функции контроля, что вытекает из сущности финансов. Этот контроль также является финансовым соответственно содержанию всей данной деятельности.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. В силу своего содержания и закрепления в нормах финансового права они являются принципами финансового права. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ. Основными из них являются федерализм, законность, гласность, плановость.

Посредством финансовой деятельности создается материальная основа, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов,обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Конституция РФ имеет большое значение для всех источников права как основополагающий документ.Многие ее нормы имеют прямую финансово-правовую направленность. Это, например, норма ст. 57, устанавливающая обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, а также положение о том, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют; норма ч. 3 ст. 75, определяющая, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие прин​ципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанав​ливаются федеральнымизакономи; нормы ст. 71, закрепляющие в ведении Российской Федерации финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития; норма ч. 4 ст. 75, устанавливающая, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе;ч. 5 ст. 101, наделяющая Счетную палату правом контроля за исполнением федерального бюджета; ч. 3 ст. 104, устанавливающая, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; ст. 106, закрепляющая норму о том, (например обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; в ст. 114, устанавливается, что Правительство РФ разрабатывает и представляет Государствен​ной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;представляет Государственной Думе отчет об исполнении феде​рального бюджета.

Финансово-правовые нормы содержатся также в законода​тельных актах Российской Федерации и субъектов РФ, прежде всего в некоторых федеральных конституционных законах (т.е. тех, которые приняты по вопросам, предусмотренным Конститу​цией РФ). В их числе - Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 5 апреля 2013 г., принятый в соот​ветствии с ч. 5 ст. 101 Конституции РФ и определяющий компе​тенцию и порядок деятельности органа государственного финан​сового контроля.

Также значение для финансово-правового регулирования имеют, например, нормы Конституции РФ, закрепляющие федеративное устройство России (ст.1, 5, 65, 66), разграничивающие компетенцию между органами власти федерального, регионального и муниципального уровней (ст.12, 71-73, 130-133), определяющие формы и содержание права собственности (ст.8, 35, 36), устанавливающие полномочия Президента РФ (ст.80, 84, 90), Федерального собрания (ст.101, 104, 106), Правительства (ст.114, 115) в области финансовой деятельности, закрепляющие обязанности и права гражданина в области налогообложения (ст. 57).

Конституционные основы оказывают влияние на всю правовую систему, но в особенности на законодательство.

Финансовый анализ: Что это такое?

Финансовый анализ - это изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с целью принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений. Финансовый анализ является частью более широких терминов: анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и экономический анализ.

На практике финансовый анализ проводят при помощи таблиц MS Excel или специальных программ . В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности производятся как количественные расчеты различных показателей, соотношений, коэффициентов, так и их качественная оценка и описание, сравнение с аналогичными показателями других предприятий. Финансовый анализ включает анализ активов и обязательств организации, ее платежеспособности, ликвидности, финансовых результатов и финансовой устойчивости, анализ оборачиваемости активов (деловой активности). Финансовый анализ позволяет выявить такие важные аспекты, как возможная вероятность банкротства. Финансовый анализ является неотъемлемой частью деятельности таких специалистов, как аудиторы, оценщики. Активно используют финансовый анализ банки, решающие вопрос о выдаче организациям кредитов, бухгалтера в ходе подготовке пояснительной записки к годовой отчетности и другие специалисты.

Основы финансового анализа

В основе финансового анализа лежит расчет специальных показателей, чаще в виде коэффициентов, характеризующих тот или иной аспект финансово-хозяйственной деятельности организации. Среди самых популярных финансовых коэффициентов можно выделить следующие:

1) Коэффициент автономии (отношение собственного капитала к общему капиталу (активам) предприятия), коэффициент финансовой зависимости (отношение обязательств к активам).

2) Коэффициент текущей ликвидности (отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам).

3) Коэффициент быстрой ликвидности (отношение ликвидных активов, включающих денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочную дебиторскую задолженность, к краткосрочным обязательствам).

4) Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия)

5) Рентабельность продаж (отношение прибыли от продаж (валовой прибыли) к выручке предприятия), по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке).

Методики финансового анализа

Обычно используют следующие методы финансового анализа: вертикальный анализ (например, ), горизонтальный анализ, прогнозный анализ на основе трендов, факторный и другие методы анализа.

Среди законодательно (нормативно) утвержденных подходов к финансовому анализу и методик можно привести следующие документы:

  • Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.1994 г. N 31-р
  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. N 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа"
  • Положение ЦБР от 19.06.2009 г. N 337-П "О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитной организации"
  • Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 г. N 16 "Об утверждении "Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций"
  • Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 г. N 118 "Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)"

Важно отметить, что финансовый анализ - это не просто расчет различных показателей и коэффициентов, сравнение их значений в статике и динамике. Итогом качественного анализа должен явится обоснованный, подкрепленный расчетами вывод о финансовом положении организации, который и станет основой для принятия решений менеджментом, инвесторами и другими заинтересованными лицами (см. пример ). Именно этот принцип был положен в основу разработки программы " Ваш финансовый аналитик ", которая не только готовит полный отчет по результатам анализа, но и делает это без участия пользователя, не требуя от него знаний финансового анализа - это сильно упрощает жизнь бухгалтеров, аудиторов, экономистов.

Источники информации для финансового анализа

Очень часто заинтересованные лица не имеют доступа к внутренним данным организации, поэтому в качестве основного источника информации для финансового анализа выступает публичная бухгалтерская отчетность организации. Основные формы отчетности - Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках - дают возможность рассчитать все основные финансовые показатели и коэффициенты. Для более глубокого анализа можно использовать отчеты о движении денежных средств и капитала организации, которые составляются по итогам финансового года. Еще более детальный анализ отдельных аспектов деятельности предприятия, например, расчет точки безубыточности, требует исходных данных, лежащих за пределами отчетности (данные текущего бухгалтерского и производственного учета).

Для примера, получить финансовый анализ по данным вашего Баланса и Отчета о прибылях и убытках можно бесплатно в онлайн режиме на нашем сайте (как за один период, так и за несколько кварталов или лет).

Z-модель Альтмана (Z-счет Альтмана)

Z-модель Альтмана (Z-счет Альтмана, Altman Z-Score) - это финансовая модель (формула), разработанная американским экономистом Эдвардом Альтманом, призванная дать прогноз вероятности банкротства предприятия.

Анализ предприятия

Под выражением "анализ предприятия " обычно подразумевают финансовый (финансового-экономический) анализ, или более широкое понятие, анализ хозяйственной деятельности предприятия (АХД). Финансовый анализ, анализ хозяйственной деятельности относятся к микроэкономическому анализу, т.е. анализу предприятий как отдельных субъектов экономической деятельности (в отличие от макроэкономического анализа, который подразумевает изучение экономики в целом).

Анализ хозяйственной деятельности (АХД)

С помощью анализа хозяйственной деятельности организации изучаются общие тенденции развития предприятия, исследуются причины изменения результатов деятельности, разрабатываются и утверждаются планы развития предприятия и принимаются управленческие решения, осуществляется контроль за выполнением утвержденных планов и принятых решений, выявляются резервы с целью повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности фирмы, вырабатывается экономическая стратегия её развития.

Банкротство (Анализ банкротства)

Банкротство , или неплатежеспособность - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Определение, основные понятия и процедуры, связанные с банкротством предприятий (юридических лиц), содержатся в Федеральном законе от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Вертикальный анализ отчетности

Вертикальный анализ отчетности - техника анализ финансовой отчетности, при которой изучается соотношение выбранного показателя с другими однородными показателями в рамках одного отчетного периода.

Горизонтальный анализ отчетности

Горизонтальный анализ отчетности - это сравнительный анализ финансовых данных за ряд периодов. Данный метод также известен под названием "трендовый анализ".

Финансы в обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимы. Но финансы возникают не стихийно, а в процессе планомерной деятельности государства.

Содержание категории "финансовая деятельность государства" раскрывается в науке финансового права. Несмотря на некоторые отличия в определении финансовой деятельности государства, которые содержатся в юридической литературе. Финансовую деятельность государства можно определить как особый вид государственной деятельности, направленной на создание, распределение и использование фондов денежных средств, как централизованных, так и децентрализованных, необходимых для финансового обеспечения деятельности органов государства, безопасности и обороны страны, социаль­но-экономического развития общества.

Финансовая деятельность государства – это особый вид государственной деятельности, которая включает в себя и законодательную деятельность представительных органов государства в области финансов (установление и введение налогов и сборов), и управленческую деятельность органов исполнительной власти, направленную на практическую реализацию нормативных правовых актов в сфере финансовых отношений.

Финансовую деятельность государства осуществляет и судебная власть в процессе создания фондов денежных средств (взимание государственной пошлины при рассмотрении исковых заявлений и жалоб).

Таким образом, финансовая деятельность осуществляется органами государства всех трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной – в пределах их компетенции. Финансовая деятельность местного управления и самоуправления осуществляется органами местного управления и самоуправления в пределах их компетенции.

Осуществляя финансовую деятельность, государство решает две взаимосвязанные цели - статистическую и динамическую .

Статистическая цель подразумевает определенную «консерва­цию» финансового состояния государства, сохранение уже дос­тигнутого уровня стабильности и равновесия в доходах и расходах централизованных денежных средств, межбюджетных отно­шениях, валютном регулировании и т. п.

Динамическая цель направлена на непрерывный процесс правового совершенство­вания, реформирования и развития финансовых отношений.

Основной же целью социального государства является финансовое покрытие затрат на осуществ­ление социально заказанных программ. Эта цель предполагает реализацию бли­жайших (промежуточных) целей этой деятельности: сбор госу­дарством запланированных денежных средств в свои бюджет­ные фонды и запланированное использование денежных средств для решения государственных задач.

Финансовая деятельность государства осуществляется в соответствии с определенными принципами . Основными из них являются:

1. Принцип законности , который заключается в том, что весь процесс образования, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

2. Принцип гласности , проявляющийся в процедуре доведения до граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

3. Принцип плановости , означающий, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах.

4. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного управления и самоуправления , основанная на ст. 121 Конституции Республики Беларусь , согласно которой местные Советы депутатов, в частности, утверждают программы экономического и социального развития, местные бюджеты и отчеты об их исполнении; устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы.

Вышеперечисленные принципы находят отражение и закрепление в законодательстве, регулирующем разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного управления и самоуправления.

В процессе финансовой деятельности государствами решаются следующие задачи:

1) мобилизации денежных средств:

  • учет возможности получения средств;
  • увеличение денежных средств, поступающих в бюджет;
  • учет и возможности налогоплательщиков;
  • установление особого порядка взимания налогов и сборов;
  • изыскание иных средств мобилизации денег;

2) распределение и использование денежных средств:

  • учет объектов использования денежных средств и их нужд;
  • определение размера каждой потребности;
  • определение размеров и сроков использования денежных средств;
  • определение правового положения распределителей бюджетных средств;
  • строгий учет и отчетность в использовании денежных средств;
  • обеспечение сохранности денежных средств;
  • выявление резервов расходования денежных средств.

Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разнообразных методов . Их различие определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собирания и распределения денежных средств.

Для аккумулирования денежных средств в централизованные фонды применяются методы обязательных и добровольных платежей. Метод обязательных платежей является доминирующим, реализуется через механизмы налогообложения, отчисления во внебюджетные фонды, обязательное страхование и т. д. Добровольное привлечение денежных средств реализуется через государственные займы, лотереи, вклады в кредитные учреждения, благотворительные пожертвования и т. п. Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зависит от многих факторов: финансовой политики, экономических отношений, потребности государства в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т. д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два основных метода: метод финансирования и метод кредитования. Финансирование выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Кредитование означает выделение денежных средств на условиях платности и возвратности.

Формы финансовой деятельности разнообразны. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Правовые формы выражаются в установлении или применении норм права. Неправовые – это формы, имеющие локальный характер, т. е. обеспечивающие реализацию отдельных процедур(например, инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний, разъяснение финансового законодательства и т. д). Неправовые формы создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в финансовой сфере

Государственные органы в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области образования, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за выполнением финансовых обязательств перед государством.

Субъекты финансовой деятельности освещаются главным образом как государственные органы и органы местного самоуправления . Естественно, что основная задача по мобилизации и расходованию фондов денежных средств ложится на уполномоченные государственные органы всех ветвей власти.

Основная роль в финансовой деятельности принадлежит самому государству, т.к. практически все органы государства без исключения занимаются этой деятельностью.

Субъекты, принимающие участие в мобилизации денежных средств в доход государства:

1. Высшие представительные и исполнительные органы государственной власти. Они руководят бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют государственное страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию (раздел VII Конституции Республики Беларусь).

2. Органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами в соответствующей административно-территориальных образованиях, устанавливает местные налоги и сборы и др. Поскольку финансовая система страны едина, то все местные органы выполняют на своей территории обязанности в отношении финансов в строгом соответствии со своей компетенцией. Так, помимо того, что они утверждают местные бюджеты, они обеспечивают на своей территории поступление доходов в вышестоящие бюджеты, образование кредитных ресурсов банков, государственных страховых фондов.

3. Государственные органы специальной компетенции занимают особое место в мобилизации денежных средств. Такими органами являются: а) Министерство финансов; б) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь; в) Национальный банк Республики Беларусь.

4. Все организации, занимающиеся хозяйственной и коммерческой деятельностью. Они выступают плательщиками налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. Они также могут быть заемщиками по государственному кредиту.

5. Граждане как налогоплательщики также могут быть кредиторами государства путем хранения денег в отделениях Сбербанка Республики Беларусь и как покупатели ценных бумаг государства.

Следовательно, есть субъекты финансовой деятельности, которые являются только участники расходования (использования) денежных средств. Как правило, такими субъектами выступают государственные учреждения образования (школы, лицеи, гимназии, университеты), здравоохранения (поликлиники, больницы) и многие другие так называемые бюджетные организации и учреждения. Они могут быть участниками мобилизации только в том случае, если им будет разрешено заниматься определенным видом предпринимательской деятельности.

Работа коммерческого предприятия требует не только внедрения современных технологий и увеличения производительности труда, но также и серьезной аналитической работы в области исследования финансово-хозяйственных результатов активностей фирмы. Посредством каких методов подобное направление деятельности реализуется в современных компаниях?

Определение финансовой деятельности предприятия

Что такое «финансовая деятельность»? Это комплексный термин. Под ним чаще всего понимаются активности, связанные с извлечением коммерческой прибыли, повышением эффективности производственных процессов, отчетные процедуры.

В ряде случаев проводится анализ финансовой деятельности предприятия с целью выявления хозяйственных показателей фирмы в целом, а также для исследования качества работы различных корпоративных институтов: менеджмента, бухгалтерии, отдела продаж и т. д. С точки зрения экономической науки подобные процедуры относятся к категории микроэкономических, то есть отражают положение дел на локальном объекте, и могут никак не соотноситься с макропоказателями.

Зачем проводить анализ финансовых активностей?

Анализ финансовой деятельности предприятия - важнейший инструмент повышения конкурентоспособности бизнеса. На основе тех или иных показателей могут приниматься ключевые управленческие решения. Посредством процедур, о которых идет речь, может исследоваться эффективность уже внедренных концепций менеджмента, а также осуществляться их необходимая корректировка после получения результатов.

Итоги анализа, о котором идет речь, могут быть задействованы менеджментом, когда составляется план финансово-хозяйственной деятельности фирмы. Так, получив в распоряжение те или иные цифры, руководство компании может поставить стратегическую цель - достичь таких-то показателей для повышения эффективности бизнес-модели. План финансовой деятельности предприятия также может включать инвестиционные аспекты, предполагающие расстановку акцентов в направлении денежных потоков. Определиться с приоритетами также поможет подробный анализ соответствующих активностей компании.

Результаты исследований эффективности бизнес-модели предприятия могут помочь его владельцам налаживать позитивные отношения с инвесторами, кредиторами, партнерами, а в ряде случаев - и с клиентами. Итоги анализа - важный фактор, определяющий то, каким может быть, как мы отметили выше, план финансово-хозяйственной деятельности компании. Значимость соответствующего типа анализа - высочайшая, особенно в высококонкурентных отраслях бизнеса. Руководители многих крупнейших фирм проводят подобные исследования на регулярной основе.

Методы анализа финансовых активностей

Какие методы могут задействоваться при проведении анализа финансовой деятельности компании? Соответствующего типа исследование предполагает изучение профиля фирмы в нескольких аспектах, и в каждом направлении работы могут использоваться отдельные подходы.

Например, распространен метод, в основе которого - изучение бизнес-планов предприятий на предмет обоснованности и сбалансированности. Также часто задействуется подход, в рамках которого аналитики изучают конкретные показатели эффективности бизнеса на тех или иных участках. Достаточно распространен метод, при котором финансовые результаты деятельности предприятия сравниваются с соразмерными по величине выручки и занимаемого объема рынка конкурентными фирмами.

В большинстве случаев подходы к исследованию бизнеса предполагают системность. Это обусловлено необходимостью создания комплексной характеристики предприятия: в отдельных аспектах оно, возможно, будет уступать конкурентным бизнесам, но в других - намного превосходить их. Системный подход к анализу деятельности компании поможет выявить первостепенные показатели работы компании, на основе которых затем выработается общая оценка эффективности бизнеса.

Источники данных для анализа

Финансовая деятельность предприятия выражается в локальных операциях, большинство из которых фиксируется документально. Соответствующие источники затем используются при анализе активностей фирмы. О каких документах идет речь? Посредством каких источников осуществляется учет финансовой деятельности компании? Их достаточно много.

Прежде всего, это документы, относящиеся к бухгалтерской отчетности. В числе таковых - источники, фиксирующие прибыли и убытки, различные приложения к ним. Это документы, в которых отражаются сведения об изменениях капитала, о движениях финансовых средств.

Главный аспект бухгалтерской отчетности - баланс. Документы, в которых он фиксируется, позволяют в достаточной мере достоверно оценить то, насколько успешна текущая финансовая деятельность предприятия.

Бухгалтерский баланс позволяет оценить такие показатели коммерческих активностей фирмы как актив и пассив, оборотный капитал, чистые активы, коэффициенты устойчивости, платежеспособености, ликвидности (чуть позже мы рассмотрим их сущность более подробно).

Другой важный источник, позволяющий определить то, насколько результативна финансовая деятельность - это отчет о прибылях и убытках. В данном документе фиксируются, соответственно, выручка и издержки фирмы относительно тех или иных направлений деятельности.

Отчет об изменениях капитала - еще один важнейший документ, посредством которого может быть проанализирована финансовая деятельность компании. Данный источник имеет достаточно сложную структуру. Так, в тем есть четыре раздела. В первых трех фиксируются показатели, имеющие отношение к капиталу фирмы в соотнесении с отчетным годом. Данная область отчета содержит сведения о корректировке величины капитала и его компонентов, прибыли, резервов. В четвертом разделе документа фиксируются факторы, которые непосредственным образом повлияли на изменение капитала. Это может быть эмиссия дополнительных акций или корректировка их стоимости, появление иных доходов или расходов фирмы.

Еще один значимый источник, без которого проблематично осуществить полноценный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия - отчет о движении денежных средств. Данный документ включает сведения, касающиеся входящих и исходящих финансовых потоков соотносительно с текущей деятельностью фирмы в направлении инвестирования и иных стратегически значимых активностей.

Бухгалтерский баланс также сопровождается специальным приложением. Оно может содержать полезные с точки зрения корректировки финансовой деятельности факты, которые могут быть получены в ходе анализа. Таким образом, приложение к балансу также можно считать значимым источником при оценке эффективности бизнеса.

Критерии эффективности предприятия

Мы изучили основные источники, по которым могут быть исследованы финансовые результаты деятельности предприятия. Теперь рассмотрим ключевые критерии, по которым оценивается то, насколько эффективен бизнес. В целом они сводятся к тому, чтобы определить, достаточно ли высоки результаты деятельности предприятия соотносительно с издержками. Фирма, условно говоря, будет оцениваться как эффективная, если при небольших инвестициях она сможет производить много. Также те или иные показатели, как мы отметили выше, могут сопоставляться с достижениями конкурирующих компаний.

Основные критерии, которые позволяют определить эффективен ли бизнес, можно представить в виде следующего перечня.

Во-первых, это эффективность использования ресурсов, которые задействуются в производственных процессах. Это могут быть основные фонды, кадры, финансы, сырье. Во-вторых, это качество инвестиционной политики компании (то, насколько быстро окупаются вложения). В-третьих, это эффективность задействования активов фирмы - например, в аспекте оборачиваемости. В-четвертых, это качество использования капитала, которое может оцениваться, исходя из величины прибыли в расчете на одну акцию компании. Рассмотрим теперь отдельные показатели, на основании которых в ходе анализа можно оценить финансовый результат деятельности компании.

В числе важнейших - коэффициенты ликвидности. Изучим их специфику.

Коэффициенты ликвидности

Данные показатели финансовой деятельности фирмы характеризуют то, в какой степени она способна удовлетворять запросы держателей краткосрочных бондов, эмитируемых компанией. В числе коэффициентов, о которых идет речь - те, что соотносятся с абсолютной, срочной и текущей ликвидностью. В отношении каждого из них задействуется отдельная формула расчета.

Коэффициент, соотносимый с абсолютной ликвидностью - это индикатор, позволяющий определить долю краткосрочных бондов, которые могут быть покрыты денежными средствами предприятия, а также акций и депозитов. Главный критерий - они должны обладать абсолютной ликвидностью.

Коэффициент, соотносимый со средней ликвидностью, показывает, какова пропорция между денежными средствами (а также таких активов, как дебиторская задолженность и краткосрочные инвестиции) и долговыми обязательствами. Если анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия фиксирует рассматриваемый показатель в величине более 1, то это можно считать отличным результатом, 0,7-0,8 - приемлемым.

Коэффициент, соотносимый с текущей ликвидностью, рассчитывается посредством деления оборотных активов на краткосрочные бонды. Является индикатором того, достаточно ли у фирмы средств на погашение соответствующих обязательств. Интересный факт: если оборотных активов намного больше, чем бондов, то финансово-хозяйственная деятельность предприятия может быть оценена как недостаточно эффективная в силу нерационального распределения активов.

Чистый оборотный капитал

Другой важный показатель деятельности фирмы - чистый оборотный капитал. Исчисляется, как правило, в национальной валюте страны, в которой работает предприятие. Исчисляется как разность между активами фирмы и краткосрочными долговыми обязательствами. Если капитала недостаточно, то это означает, что компания не сможет своевременно погашать кредиты и бонды. Но если соответствующий показатель превышает значение, отражающее величину обязательств, то, как и в случае с коэффициентом текущей ликвидности, это может говорить о том, что ресурсы фирмы могут задействоваться нерационально. На практике это может быть чрезмерно объемный выпуск акций или слишком высокая кредитная активность.

Коэффициенты устойчивости

Анализ, в ходе которого оценивается финансово-хозяйственная деятельность предприятия, может предполагать исследование показателей, соотносимых со структурой денежного капитала, которые могут дать достаточно четкое представление об устойчивости фирмы. Подобные критерии являются индикаторами того, как соотносятся собственные средства компании и заемные финансы, а также показывают, насколько зависим бизнес от внешних кредиторов.

В числе показателей, о которых идет речь - коэффициент, соотносимый с финансовой независимостью. Чем он ниже, тем больше долгов у компании, и тем выше вероятность, что она не справится с обязательствами. Однако, слишком низкое значение коэффициента может свидетельствовать о том, что предприятие испытывает дефицит финансовых средств.

Другой показатель в рамках рассматриваемой категории - отношение общего объема обязательств к активам фирмы. Является индикатором того, каков размер активов фирмы, финансируемых за счет привлечения кредитов. Оптимальное значение данного параметра - 0,2-0,5.

Важны также показатели, отражающие то, как соотносятся активы компании и ее долгосрочные обязательства, какова пропорция долгов и собственного капитала компании, а также «длинные займы» и внеоборотные активы. Если исследователь, который проводит анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, изучит указанные параметры, то в его распоряжении будет больше сведений, отражающих то, насколько зависима компания от долговых обязательств.

Коэффициенты рентабельности

Другая группа важных с точки зрения оценки бизнеса коэффициентов соотносится с рентабельностью фирмы. Какие показатели в рамках данной категории можно считать важнейшими?

Прежде всего, это коэффициент, соотносимый с уровнем рентабельности продаж. Он показывает, какова величина чистой прибыли в общем объеме продаж фирмы. Другой важный коэффициент - тот, который соотносится с рентабельностью собственного капитала организации. Данный параметр показывает, сколько зарабатывают инвесторы на единицу вложенной валюты. Важный показатель - коэффициент, соотносимый с оборотными активами. Он показывает, каковы возможности фирмы в аспекте получения выручки относительно задействуемых оборотных средств. Чем данный коэффициент выше, тем эффективнее бизнес. Анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы может предполагать задействование еще одного важного параметра - коэффициента, соотносимого с внеоборотными активами. Он показывает, достаточно ли фирма получает прибыли относительно основных средств. Чем данный параметр выше, тем эффективнее бизнес. Еще один важный коэффициент в рамках рассматриваемой категории соотносится с рентабельностью инвестиций. Он показывает, сколько единиц валюты фирма вложила в производство для того, чтобы получить одну единицу прибыли.

Коэффициенты деловой активности

Анализ финансовой деятельности компании может также предполагать выявление коэффициентов, соотносимых с деловой активностью фирмы. Таковых показателей несколько, и все они позволяют понять, в какой степени эффективно осуществляется использование компанией своих денежных средств. Рассмотрим сущность основных индикаторов.

В числе самых значимых - это коэффициент, соотносимый с оборачиваемостью рабочего капитала. Он показывает то, в какой степени эффективно осуществляется инвестирование в оборотный капитал, а также то, каким образом это влияет на динамику продаж. Чем выше данный коэффициент, тем более эффективной считается бизнес-модель предприятия.

Другой важный параметр связан с оборачиваемостью основных средств. Данный показатель характеризует то, в какой степени эффективно предприятие задействует основные фонды. Чем рассматриваемый коэффициент выше, тем лучше бизнес-модель фирмы.

Еще один значимый параметр, позволяющий понять, насколько успешно предприятие ведет свою финансовую деятельность - это коэффициент, соотносимый с оборачиваемостью активов. Он показывает, насколько эффективно осуществляется использование фирмой всех ее ресурсов.

Коэффициент, отражающий оборачиваемость запасов, также рассматривается как значимый индикатор успешности финансовой деятельности предприятия. Он показывает, с какой скоростью фирма реализует запасы. Чем данный коэффициент выше, тем меньший объем денежных средств фирмы размещен в подобного типа активах, которые характеризуются низкой ликвидностью.

Еще один значимый параметр - это коэффициент, соотносимый с дебиторской задолженностью. Он показывает, какова длительность периода, в котором компания взыскивает средства, которые ей должны внешние субъекты. Если данный показатель слишком высокий, то это свидетельствует о сложностях, которые испытывает компания при работе с контрагентами или заемщиками.

1.Финансы:понятие и роль.

Любое государство предназначено осуществлять определенные функции. Для их реализации оно использует такой механизм, как финансы, которые появляются в связи с товарно-денежными отношениями и возникновением самого государства. В настоящее время понятие финансов рассматривается в 2 аспектах: материальном и экономическом. В материальном аспекте финансы представляют собой денежные фонды государства, его территориальных подразделений, муниципальных образований и юр.лиц.В экономическом аспекте финансы представляют собой экономическую категорию. Они представляют собой определенные отношения – денежные, связанные с образованием, распределением и использованием денежных фондов и ресурсов государства, муниципальных образований и иных публичных и частных субъектов. Для осуществления экономических, социальных потребностей населения и иных субъектов.

Роль финансов в социально-экономической жизни любого государства выражается в выполняемых ими функциях. Наиболее распространенными являются распределительная и контрольная. Выделяют так же функцию регулирующую и стабилизационную. Суть распределительной функции состоит в том, что посредством финансов происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме, с целью удовлетворения различных общественных и государственных потребностей. Контрольная функция. С помощью финансов осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране. Она будет реализовываться с помощью государственных и муниципальных органов (налоговых, таможенных и др.) на которые будут возлагаться контрольные полномочия в определенных сферах. Регулирующая функция – суть ее это воздействие на государственные процессы через финансы.

2.Финансовая деятельность гос-ва и муниципальных образований:понятие,методы,принципы.

Финансовая деят-ть гос-ва - это основанная на правовых нормах публичная деят-ть субъектов финансового права по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов общего значения. Она осущ-тся посредством привлечения денежных средств в фонды специального назначения путем распределения их между звеньями финансовой системы.

Финансовая деят-ть муниципальных образований - это осуществление соответствующим муниципальным образованием в лице компетентных органов функций по планомерному аккумулированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях осуществления публичных задач и функций местного сообщества, а также делегированных полномочий гос-ва.Она направлена на решение задач местного значения, которые определены законодательством о местном самоуправлении. Финансовая деятельность муниципальных образований осущ-ся через органы мсу.

Методы финансовой деятельности:

1) образование - денежные средства образуются путем обязательных платежей, а также путем добровольных платежей;

2) распределение - при распределении гос.денежных средств применяются два основных метода: финансирование (безвозвратное и безвозмездное предоставление этих средств) и кредитование (выделение средств на началах возмездности и возвратности);

3) использование денежных средств - поступление в процессе финансовой деятельности денежных средств в распоряжение гос-ва, юр и физ.лиц, использование их осуществляется посредством расчетных операций.

Принципы:1.Принцип федерализма (фин.деят-ть должна быть направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов РФ). 2.Единство фин.политики и денежной системы (самостоятельность субъектов федерации не должна выходить за рамки основ федеральной фин.политики). 3.Равноправие субъектов федерации в области фин.деят-ти. 4.Самостоятельность фин.деят-ти органов мсу. 5.Социальная направленность фин.деят-ти. 6.Распределение функций в области фин.деят-ти происходит на основе разделения законодательной и исполнит.властей. 7.Участие граждан РФ в фин.деят-ти гос-ва и органов мсу. 8.Принцип гласности(офиц.опубликование законов). 9.Принцип плановости(деятельность гос-ва по образованию,распределению и использованию фин.ресурсов осущ-ся на основе фин.планов).

3.Формы финансовой деятельности гос-ва и муниципальных образований.

Финансовая деятельность государства может протекать в 2 формах: правовой и не правовой.

Не правовая форма проявляется в виде проведения совещаний, заседаний комитетов представительных органов по финансовым вопросам, в виде разъяснения финансового законодательства населению.

Правовая форма выражается в принятии правовых актов. Финансово правовые акты принимаются по вопросам финансовой деятельности. Они классифицируются по нескольким основаниям.

По юридическим свойствам они делятся на нормативные, индивидуальные, смешанные. К нормативным актам относятся Налоговый Кодекс РФ, Бюджетный Кодекс РФ, ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «о ЦБ РФ» и др. к индивидуальным актам относятся – налоговые уведомления об уплате налогов, акт налоговой проверки, акт ревизии. Смешанные акты – законы и акты о бюджете на конкретный год.

По юридической природе на 1.законодательные и акты представительных органов МСУ и 2.подзаконные.

Среди финансово- правовых актов выделяют финансово-плановый акт. Их особенности: 1. Они принимаются в результате деятельности на основе плановых программ и планах экономического развития страны, региона. 2. В них присутствуют конкретные задания, экономические показатели и у них определенный срок действия (год или 3 года) – это федеральный, местный бюджет, бюджетная смета, смета доходов и расходов и др.

4.Финансовая система РФ:понятие,структура,развитие на современном этапе.

Фин.с-ма РФ в настоящее время включает в себя несколько взаимосвязанных институтов и органов. Под фин.системой РФ понимают: 1)совокупность фин.институтов,каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов. 2)совокупность гос.органов и учреждений,осуществляющих в пределах своей компетенции фин.деятельность.

Фин.система РФ включает в себя:1.гос.бюджетную систему,состоящую из федерального бюджета,бюджетов субъектов РФ и бюджетов мсу. 2.внебюджетные спец.фонды. 3.гос.и банковский кредит. 4.фонды страхования. 5.финансы хозяйствующих субъектов и отраслей. Возглавляет систему финансовых органов Министерство финансов РФ,которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой гос.политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. Функции фин.деятельности выполняют также органы гос.управления РФ и субъектов Федерации в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. В единую систему органов гос.управления финансами РФ входят:Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, автономной области, автономных округах, г.Москва и С-П, а также органы Федерального казначейства.

5.Министерство финансов РФ:правовое положение, структура, функции.

Министерство финансов РФ возглавляет систему фин.органов и является органом исполнительной власти. Министерство финансов РФ действует на основании Положения о нем, утв-го Пост. Прав. РФ от 30.06.2004. Министерство финансов РФ осуществляет общее руководство организацией финансов в стране.Министерство финансов РФ возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Наряду с бюджетным управлением в составе Министерства финансов организованы следующие управления:налоговых реформ, гос.ценных бумаг и финансового рынка, финансирования программ развития с/х, финансовых программ развития производственной инфраструктуры и потребительского рынка, финансирования программ развития сферы материального производства и конверсии, финансирования соц.сферы и науки, финансирования обороны правопорядка и безопасности, валютно-финансового регулирования, методологии бух.учета и отчетности.

В соответствии с задачами,возложенными на Министерство финансов РФ «Положением о Министерстве финансов РФ», Минфин РФ: 1.участвует в разработке по комплексному анализу развития экономики, разрабатывает необходимые меры по финансовому и налоговому стимулированию предпринимательской и др.хоз.деятельности в стране. 2.участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики. 3.организует в соотв.с законодательством РФ и составляет на основе консолидированных бюджетов субъектов РФ консолидированный бюджет РФ. 4.осуществляет методическое руководство в области финансово-бюджетного планирования, составления и исполнения бюджета, финансирования производственной и соц-культурной сфер. 5.совместно с министерством экономики РФ и др.федер.органами исполнительной власти анализирует ход проведения эконом.реформы и др.

6.Органы осуществляющие фин.Деятельность:система,общая хар-ка.

Виды органов, осуществляющих финансовую деятельность:

1)органы общей компетенции, осуществляющие общее регулирование и контроль за финансовой деятельностью: а) Президент РФ - подписывает и обнародует ФЗ о федеральном бюджете; б)законодательные (представительные) органы РФ, субъектов РФ и муниципальных образований(например, Федеральное Собрание РФ) - рассматривают и принимают (либо отклоняют) бюджеты соответствующих уровней;в) исполнительные органы РФ, ее субъектов и муниципальных образований (например, Правительство РФ) - представляют проект бюджета в законодательные (представительные) органы, осуществляют общее управление его исполнением;

2) органы специальной компетенции, созданные специально для осуществления финансовой деятельности:а) Министерство финансов РФ. Основная задача -выработка единой гос.финансовой,кредитной, денежной политики; б)Федеральное казначейство РФ. Задачи: - организация,осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ,управление средствами на счетах Казначейства; - регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за их средствами;- сбор, обработка и анализ информации о состоянии гос.финансов; - управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ гос.внутреннего и внешнего долга РФ; в)Министерство РФ по налогам и сборам. Основные задачи в области осуществления финансовой деятельности: - контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов,сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды; - участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме; - осуществление валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов; г) Банк России. Основные цели:- разрабатывает и проводит единую гос денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ; - монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;- устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;- устанавливает правила проведения банковских операций; - осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и гос внебюджетных фондов.

7.Фин.Право:понятие,предмет,методы,отличия от других отраслей права.

Финансовое право – это отрасль российского права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и муниципальных образований, а также иных денежных фондов публичного характера, необходимых для реализации соответствующих задач государства и решения вопросов местного значения. Предмет финансового права - это финансовые отношения, т.е. общественые отношения, возникающие в процессе деятельности по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и муниц. образований (финансовых ресурсов), а также иных денежных фондов публичного характера в целях реализации задач государства и решения вопросов местного значения. Метод финансового права - способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия с целью выполнения норм права: административно-правовой способ (исходит из неравного положения сторон - из отношения власти и подчинения) и гражданско-правовой способ (основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования). Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения, его специфика проистекают из особенностей правового воздействия, т. е. из тех материальных благ, по поводу которых возникают и развиваются общественные отношения.

Так, государственное (конституционное) право - ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики РФ,правового положения личности, федеративное гос.устройство, принципы организации и деятельности органов гос.власти и органов мсу. Финансовое право базируется и развивается на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения в области гос.управления, осуществляемого органами исполнительной власти. Финансовое право распространяется на оба этих вида гос.деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами

Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом,поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения.

2024 logonames.ru. Финансовые советы - Портал полезных знаний.